• Дидактическая игра кто больше назовет хлебобулочных изделий. Занятие с елементами исследования как хлеб на стол пришёл

    , учитель-дефектолог, МБДОУ № 548 – детский сад компенсирующего вида, г.Екатеринбург.

  • Тема. «Как хлеб на стол пришел»

    Цель.

    Дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.

    Задачи.

    1. Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб.
    2. Обобщить представления детей о полевом растении – пшеница.
    3. Обогащение и активизация словаря.
    4. Развивать связную речь при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
    5. Привитие детям бережного отношения к хлебу.

    Оборудование.

    • для педагога: игрушка Незнайка, карточки-артикуляционные упражнения, игрушка–видеокамера, карточки–загадки, серия сюжетных картин о хлебе, хлебобулочные изделия на подносе, ИКТ, видеофильм «Откуда хлеб пришел».
    • для детей: образцы колосьев, зерен, муки, теста, хлебобулочных изделий, плоскостные формы хлебобулочных изделий, карточки-картинки, салфетки для детей, медали для поощрения.
    Этапы игры-занятия Содержание игры-занятия
    1. Организационный момент

    1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть!!!

    Ребята, посмотрите, кто это сидит у нас в кругу? Вы узнали его, это Незнайка. Он пришел к нам в гости и хочет с вами поиграть. Давайте вначале поздороваемся с Незнайкой, а потом друг с другом (дети передают игрушку и желают друг другу доброго утра).

    Сегодня Незнайка отправляется в путешествие. Он хочет узнать, как хлеб появляется на нашем столе. Ребята, а вы хотите узнать, откуда хлеб пришел? Значит, отправляемся в путешествие вместе с Незнайкой.

    Для этого нам надо подготовиться. Сделать упражнения.

    2. Артикуляционная гимнастика -Подготовим мышцы щек и губ.

    Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

    Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

    Мышцы языка.

    Иголочка.

    Воротник с широкими и острыми краями.

    Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык - «воротничок с острыми краями».

    Мышцы шеи и головы:

    Кошка умывается.

    Повернуть голову влево - облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо - облизать нижнюю губу.

    Круговые движения головой.

    Мышцы рук.

    (Пальчиковая гимнастика. См. приложение 1)

    Молодцы. Теперь мы с вами готовы к путешествию. А на чем мы отправимся в путь?

    Хорошо поедем на автобусе. Занимайте свои места. А чтобы все не забыть и другим рассказать, мы будем снимать на камеру (ставится игрушечная камера).

    3. Введение в тему - Ребята, посмотрите, что-то Незнайка загрустил. Он не может разложить картинки по порядку правильно. Давайте мы ему поможем.

    Дети выкладывают карточки-картинки на столе по порядку правильно.

    Молодцы. А Незнайка придумал для вас загадку:

    Вырос в поле дом
    Полон дом зерном
    Стены позолочены
    Ставни заколочены.
    Ходит дом ходуном
    На столбе золотом.

    Как вы думаете, что это?

    Правильно, это колос.

    Давайте остановимся и посмотрим на колоски. Дети подходят к образцам колосков и рассматривают их.

    В колосе много зерен.

    Какое это полевое растение? Это пшеница.

    Где растет пшеница? В поле.

    Верно. Незнайка хочет поиграть с зернами. А вы хотите? Возьмите вырезанные фигуры хлебобулочных изделий, покрытые пластилином, и нанесите на них зерна пшеницы. Зернышки берите по одному и укладывайте на форму на небольшом расстоянии.

    Понравилось играть? А нам надо отправляться дальше.

    Дети, а Незнайка опять загрустил. Наверное, не может отгадать загадку? Давайте поможем:

    У лепешки, каравая,
    Сушки, плюшки, пирожка,
    От рождения седая,
    Мать по имени … (мука).

    Незнайка принес для нас муку. А из чего получают муку? Из зерен колоса.

    Потрогайте, понюхайте, посмотрите на муку, попробуйте на вкус. Какая она? Белая, легкая, рассыпчатая, безвкусная и др.

    Понравилось вам рассматривать муку? Не забудьте после этого вытереть руки салфеткой.

    А что у вас лежит в другой тарелочке?

    Тесто. Верно. Если в муку добавить воду и другие продукты, то получится тесто. Давайте поиграем и с тестом, сделаем баранки.

    Пока мы с вами играли с мукой и тестом, Незнайка приготовил картинки. Он хочет составить рассказ, но боится, что один не справится. Мы с Незнайкой будем начинать рассказ по картинкам, а вы будете заканчивать.

    (На доске 9 картин. См. приложение 2)

    Словарная работа проводилась ранее.

    1. Весной землю пашут … плугом.
    2. Потом ее … боронят.
    3. Затем в землю бросают … зерна.
    4. Летом растения … поливают.
    5. Осенью начинается уборка … урожая.
    6. На машинах зерно везут на … мельницу.
    7. Здесь из зерна получают … муку.
    8. На хлебозаводах из муки пекут … хлеб, батон, булочки.
    9. Эти продукты продают в … магазине.

    Молодцы. Очень хороший получился рассказ.

    Незнайка немного устал. А вы? Давайте остановимся и поиграем. Выходите из автобуса.

    4. Физ. пауза (Включается медленная музыка)

    Игра-релаксация (См. приложение 3)

    5. Закрепление пройденного материала - Ребята, посмотрите, пока мы с вами отдыхали, у нас на видеокамере закончилась кассета.

    Давайте посмотрим, что у нас на кассете?

    Но вот беда, у нас на кассете пропал звук. Видно что-то сломалось. Но мы не будем расстраиваться, ведь вы - мои помощники. Кто хочет рассказать по слайду?

    (Дети составляют рассказ по слайдам «Откуда хлеб пришел». См. приложение 4)

    Молодцы.

    Ребята, а нам с вами пора возвращаться в нашу группу, а Незнайке в сказочную страну. А на чем мы с вами поедем обратно? Давайте полетим на самолете (имитация движений):

    В самолет детишки сели,
    Самолеты полетели.
    Полетали, покружились,
    На площадку приземлились.

    Посмотрите, ребята, пока мы с вами летели, хлеб появился и у нас на столе (на подносе под салфеткой выложен хлеб ржаной, пшеничный, булочки, сушки, баранки др.).

    Ребята, а ведь мы забыли рассказать Незнайке, что «Хлеб – это наше богатство», его надо беречь. Почему?

    Правильно. Очень много людей прикладывают труда и сил для его получения. Нельзя выбрасывать хлеб. Остатки хлеба можно скармливать животным. Давайте, еще вспомним пословицы о хлебе. Какие вы помните?

    - «Хлеб всему голова», «Без хлеба нет обеда». Что они означают?

    6. Подведение итога игры-занятия. - Какие вы у меня помощники! Что бы я без вас делала? Вы очень помогли Незнайке. Теперь он знает «Как хлеб появился на столе». И поэтому, он приготовил для вас подарки – медали (детям раздаются медали).

    Давайте попрощаемся с Незнайкой, ему пора. Он обязательно еще придет к нам в гости.

    Список литературы.

    1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992
    2. Волосовец Т.В, Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Владос, 2004
    3. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. – М., Айрис, 2008
    4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987
    5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М., 2007
    6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001
    7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996
    8. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса, 2003

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Пальчиковая гимнастика “Хлеб”

    Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто )

    А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги )

    Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы )

    Сдобные ватрушки,

    Булочки и калачи –

    Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши )

    Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед )

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Игра-релаксация “Зернышки”

    Звучит музыка природы.

    Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре).

    Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и дотянулся к солнышку (дети встают). Качается не ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой? (Овсяный.) Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Слайд № 1

    Это зерно – пшеница.

    Слайд № 2

    Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу в землю.

    Слайд № 3

    Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы.

    Слайд № 4

    Летом вырастают колоски, а в них много зерен.

    Слайд № 5

    Осенью пшеница созревает, и колоски убирают машинами комбайнами.

    Слайд № 6

    Зернышки достают из колосков – обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.

    Слайд № 7

    Затем зерно перетирают – мелят и получают муку.

    Слайд № 8

    Это мука. Муку можно купить в магазине.

    Слайд № 9

    В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.

    Слайд № 10

    А это тесто.

    Слайд № 11

    Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки.

    Слайд № 12

    Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке.

    Слайд № 13

    И получается вкусный и ароматный хлеб.

    Слайд № 14

    А еще из теста пекут печенье, булочки, кексы, ватрушки, пироги и пирожки, а также делают макароны. Все это мы покупаем в магазине.

  • (для старшего возраста)
    Задачи:

    1. Закреплять представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, что хлеб растят хлеборобы на огромных полях.

    2. Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов.

    3. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнёр, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка, борона).

    4. развивать связную речь детей.
    Игровые правила. Дети должны показывать картинку в соответствии с рассказом водящего.

    Игровые действий. Сигнал, после которого может быть показана картинка; правильный показ отмечается красной фишкой, неправильный – синей.

    Материал. Карточки с изображением различных профессий хлеборобов и машин, помогающих им в труде.

    ХОД ИГРЫ

    Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (Ответы детей). Да, «Хлеб – всему голова» – гласит пословица. Сегодня мы поиграем и вспомним, как выращивается хлеб, какие машины помогают людям на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Кто-то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы знаем, а у кого такая картинка, тот покажет её. Не ошибайтесь, слушайте внимательно! но показать картинку можно лишь после сигнала (хлопок), который даст водящий.

    Водящего выбирают считалочкой. Первый рассказывает воспитатель, подавая пример детям.

    Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. Ещё одна пословица гласит: «Весенний день год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подаёт сигнал).

    Тот, у кого картинка с изображением трактора, поднимает её и называет: «Трактор, его ведёт тракторист».

    Затем рассказывают дети:

    Через некоторое время в поле уже работают другие машины. Зёрна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их (сигнал).

    Ребёнок поднимает картинку с изображением сеялки и говорит:

    Это сеялка. На ней работают сеяльщицы.

    Другой ребёнок, продолжая игру, рассказывает:

    На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как золотые волны. Когда приходит осень, колосья становятся совсем золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колоски могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины (сигнал).

    Один из играющих показывает карточку с изображением комбайна и говорит:

    Это комбайн, ведёт его комбайнёр. А потом на машинах везут зерно в новый дом (сигнал).

    Следующий ребёнок поднимает картинку, на которой нарисован элеватор, куда на машинах привозят после уборки с полей и сушки.

    Это элеватор. Хлеб везут на элеватор, - говорит он. – Дальше зерно отправляется в города, где из него делают муку на мукомольных заводах. Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и в пекарни (сигнал).

    Участник игры поднимает картинку с изображением специальных машин – муководов и говорит:

    Пекари пекут хлеб. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины. А в магазине люди покупают всё, что им нужно (сигнал).

    Кто-то из играющих показывает картинку, на которой изображены разные хлебные изделия.

    В ходе игры ведущий оценивает действия ребят: тому, кто по сигналу поднял нужную картинку, правильно назвал профессию и машину, выдаётся красная фишка, кто ошибся – получает синюю фишку. тот из играющих, кто набрал большее число красных фишек, выигрывает (считается победителем). Игра усложняется путём использования новых картинок с другими машинами и профессиями.

    дидактическая игра «а что потом»

    Задачи:


    1. Систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба.

    2. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

    3. Активизировать речь детей, их словарь.
    Правила игры. Называть последующий этап только после получения мяча в руки. Мяч бросать не обязательно рядом стоящему участнику, а любому, чтобы все были внимательны и активны. Кто ошибётся, платит фант, который в конце игры отыгрывается.

    Игровые действия. Ловля мяча, разыгрывание фантов.
    ХОД ИГРЫ

    Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

    Мы много узнали о труде хлеборобов. Знаем, что делают люди на селе, чтобы у нас на столе каждый день был хлеб. Давайте вспомним об этом, поиграем в игру «А что потом?». У меня в руках мяч. Я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег, а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задержания на полях снега. (Бросает мяч кому-либо из игроков).

    Удобряют почву, - быстро отвечает тот, кто поймал мяч, и бросает его другому участнику игры, одновременно спрашивает:

    А что потом?

    Тот, кому брошен мяч, говорит:

    Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба: «Хлеб продают», «Хлеб на столе».

    дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»

    Задачи:


    1. Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе хлеборобов, обусловленных временем года.

    2. Воспитывать целеустремлённость, умение строго выполнять правила игры.
    Игровые правила. Закрывать клеточки игрового поля только теми картинками, на которых нарисованы машины, работающие в соответствующее изображённому на больших картах сезону года. Играющие (3 человека) начинают действовать только по сигналу водящего. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее закроет клетку своего поля. Каждая победа отличается красным флажком. При повторении игры дети обмениваются большими картами, а маленькие карточки перемешиваются.

    Игровые действия. Соревнование играющих – кто скорее и правильнее закроет пустые клетки - награждение флажком.

    ХОД ИГРЫ

    У воспитателя три картинки, на которых изображено зерно пшеницы, колосок и булочка. Играющие, не глядя, выбирают одну из них. Затем дети выбирают одну из карт с изображением разных сюжетов: хлебное поле весной, летом, осенью. Нужно к каждому сюжету подобрать картинки, на которых изображены машины, используемые во время посевной, жатвы, в производстве хлебных изделий. На этих больших картах есть игровое поле – пустые клетки. По сигналу ведущего каждый игрок быстро отбирает из общего числа карточек с изображением разных машин только те, которые нужны ему. Так, игроку с картинкой «Зёрнышко», надо найти на маленьких карточках такие машины, как трактор, плуг, борона, снегосгребатель, сеялка, разбрасыватель удобрений, грузовая машина с зерном. Для игрока с картинкой «Колосок» нужны будут машины для подкормки злаков, опрыскивания, скашивания, подборки и обмолота зерна, комбайны. Игроку с картинкой «Булочка» потребуется грузовик с новым урожаем, весы на элеваторе, мельница, тестомешалка, печь в пекарне, фигура «хлеб».

    По сигналу ведущего дети отбирают нужные карточки и закрывают ими клетки игрового поля. Кто справился, поднимает свою картинку. Водящий отмечает победителя и награждает его.

    При повторении игры ставится цель отрабатывать у детей внимание. Для этого надо незаметно подложить картинки с изображением других машин, не относящихся к сельскохозяйственным, например, каток, трамвай и др.

    Дидактическая игра «Когда это бывает?»
    Задачи:


    1. Учить детей соотносить описание процессов сельскохозяйственного труда, данное в стихах и прозе, с определённым временем года.

    2. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

    3. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к родной природе.
    Игровые правила. Показать карточку, соответствующую определённому времени года (отвечает тот, на кого укажет стрелка).

    Игровые действия. Отвечать по показу стрелки.

    Материал. Картинки с изображением труда людей в разное время года.

    ХОД ИГРЫ

    Воспитатель читает стихотворение «Лето»:

    Зарумянились вишня и слива,

    Налилась золотистая рожь,

    И, как море, волнуется нива,

    И в траве на лугах не пройдёшь.

    Затем поворачивает стрелку. Тот, на кого она указала, находит картинку с изображением лета и показывает всем играющим. За правильный подбор картинки ребёнок получает фишку. Педагог читает теперь отрывок из стихотворения В.Степанова:

    Убран хлеб и тише стало,

    Жарко дышат закрома.

    Поле спит. Оно устало.

    Приближается зима.

    И вновь поворачивает стрелку, которая указывает на другого участника игры. Тот ищет картинку с осенним пейзажем.

    Для этой игры используются и другие стихотворения о временах года и труде людей в природе.

    Нива

    Н.Некрасов

    Дорого – любо, кормилица – нива.

    Видеть, как ты колосишься красиво,

    Как ты янтарным зерном налита.

    Гордо стоишь, высока и густа.
    Летний дождь

    А.Майков

    Золото, золото падает с неба! -

    Дети кричат и бегут за дождём…

    Полноте, дети, его мы сберём,

    Только сберём золотистым зерном

    В полных амбарах душистого хлеба!
    Рожь, рожь

    А.Твардовский

    Рожь уродилась. Близкие сроки.

    Отяжелела и на край

    Всем полем подалась к дороге

    Нависнула – хоть подпирай.
    Жёлтая осень

    А.Каминар

    Где б сегодня ни прошёл ты,

    Цвет везде увидишь жёлтый.

    Пожелтели всюду нивы,

    Жёлты груши, жёлты сливы.
    В.Кожевников

    Зеленеют дружно всходы,

    присмотрись – увидишь тут

    Самый главный труд народа.

    Самый нужный в мире труд.

    Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему «Хлеб всему голова!»

    «От зернышка к булочке»

    Цель: Формировать у детей понятие о процессе выращивания хлебе, обогащать словарный запас, социальный опыт.

    Материалы: Тематические карточки.

    Ход игры: Чтобы хлеб попал на стол, ему приходится пройти долгий путь. Подумай и составь из карточек модель прихода хлеба к нам на стол.

    Зёрнышко-всходы-колоски-мука-тесто-булочка.

    1 Вариант: «Доскажи словечко»

    Цель: Расширять представления детей о профессиях людей участвующих в выращивании хлеба.

    Материалы: Карточки с изображением хлебных профессий.

    Ход игры:

    Воспитатель начинает с фразы «Поле осматривает.....агроном, поле пашет....тракторист, зерно сеет....сеяльщик, на комбайне работает...комбайнер, муку мелет.....мельник...., хлеб замешивает...тестовед, хлеб печет...пекарь....хлеб продает...продавец».

    2 Вариант: «Кому, что нужно для работы?».

    Материалы: Картинки с «хлебными» профессиями.

    Цель: Продолжить формировать знания о профессиях людей выращивающих хлеб, обогащать социальный опыт, развивать внимание, память, логическое мышление.

    Ход игры: Дети стоят в кругу, воспитатель раздает детям картинки с изображением «хлебных» профессий, каждый ребенок показывает свою картинку и говорит, что нужно для работы этому человеку.

    Например: Тракторист- трактор

    Сеяльщик- зерно

    Комбайнер- комбайн

    Мельник- мельница и зерно

    Тестовед- мука

    Пекарь- тесто

    Кондитер- мука и сахар

    Водитель- машина

    Продавец-хлебобулочные изделия.

    3 Вариант: «Назови кто это?»

    Детям показываются карточки с профессиями, они должны назвать профессию.

    4 Вариант:«Угадайка!»

    Карточки раскладываются в ряд, ребенку предлагается внимательно посмотреть, затем карточки переворачиваются, ребенку предлагается назвать профессии по порядку.

    5 Вариант: «Кого не стало?»

    Карточки с профессиями раскладываются в ряд, для начала игры можно взять 5 профессий, затем добавить ещё, ребенку предлагается внимательно посмотреть, а затем закрыть глаза. Одна любая карточка убирается, ребенок должен догадаться, какой профессии не стало.

    «Соедини пословицу»

    Цель: Продолжить знакомить детей с народным творчеством, учить понимать ценность хлеба в жизни человека, обогащать словарный запас.

    1 Хлеб в рот- ум в голову!

    2 Хочешь есть калачи - не сиди на печи!

    3 Вода мать- хлеб батюшка!

    4 Хлеб да вода- богатырская еда!

    5 Много снега- больше хлеба!

    6 Без золота проживёшь- без хлеба нет!

    «Правда или ложь»

    Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

    Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

    1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

    2 Пекарь работает на комбайне?

    3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

    4 Продавец продает в магазине колоски?

    5 На мельнице работает мельник?

    6 Можно ли выбрасывать хлеб?

    7 Хлеб дает силу?

    8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

    9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

    Айнура Акматова

    Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.

    Игра: «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем».

    Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

    Здравствуй, Царь.

    Здравствуйте, дети. Где вы были?

    На мельнице (поле, пекарне, хлебном магазине и т. д.)

    Что вы делали?

    Что мы делали - не скажем, а как делали – покажем.

    Дети показывают задуманные действия. Царь должен угадать их. Если угадал - дети убегают, а Царь их ловит. Пойманные – отдыхают. Оставшиеся задумывают новое действие и игра продолжается. Если Царь назвал задуманное новое действие неправильно, дети остаются на своих местах и дают ему возможность еще 2-3 раза отгадать задуманное.

    Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая)

    Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

    Дидактическая игра «Что нужно для работы хлебороба»

    Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

    Дидактическая игра «Правда или ложь»

    Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

    Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

    1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

    2 Пекарь работает на комбайне?

    3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

    4 Продавец продает в магазине колоски?

    5 На мельнице работает мельник?

    6 Можно ли выбрасывать хлеб?

    7 Хлеб дает силу?

    8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

    9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

    Дидактическая игра с мячом «Назови правильно»

    Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.

    Материал: мяч.

    Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.

    Например:

    Как назвать хлеб ласково? - Хлебушек.

    Как называют крошки хлеба? - Хлебные крошки.

    Как называется посуда для хлеба? - Хлебница.

    Как называют человека, который выращивает хлеб? - Хлебороб.

    Как называют человека, который печёт хлеб? - Хлебопек.

    Как называют прибор для резания хлеба? - Хлеборезка.

    Как называют завод, где выпекают хлеб? - Хлебозавод.

    Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…

    Динамическая пауза «Посевная»

    Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)

    И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)

    Будет по ветру клониться

    Белоярая пшеница. (качают поднятыми руками из стороны в сторону)

    И гречиха в цвет рядиться, (вытягивают руки и вращают кистями)

    И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).

    Подвижная игра «Дружные зерна»

    Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

    Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

    Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

    Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

    Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

    Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

    Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

    Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

    В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

    Подвижная игра «Покажи колосок»

    Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

    Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

    Материал: пшеничные колоски

    Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

    Командная игра «Собери каравай» (пазлы)

    Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.

    Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.

    Материал: разрезные картинки с изображением каравая

    На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение.

    Физкультминутка «Каравай»

    В землю зёрнышко посадим

    Очень малое оно. (наклоны вперёд )

    Но, как солнышко засветит(руки в стороны, присесть )

    Прорастёт моё зерно. (постепенное вставание )

    Ветер тучку пригнал

    И нам дал. (наклоны вправо – влево, руки вверху )

    Сожнёт косарь зерно (повороты вправо – влево, имитируя косьбу )

    И размелет его. (кулак на кулак и круговые вращения )

    А хозяйка из муки

    Испечёт нам пирожки. (имитация – печём пирожки )

    И большой каравай. (соединить округлённые руки )

    Всем на радость раздавай! (развести руки в стороны )

    Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

    Мы тесто месили, мы тесто месили,

    Нас тщательно всё промесить попросили,

    Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

    Комочки опять и опять достаём.

    Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

    Рос сперва на воле в поле, (слегка покачивают руками ,

    Летом цвел и колосился, (поднятыми вверх ).

    А потом обмолотили( постукивают кулаками друг о друга )

    Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются» )

    Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки )

    В магазине занял место. ( вытягивают руки вперёд, ладонями вверх )

    Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх )

    А пришел на стол к нам – хлебом. (вытягивают руки вперёд ладонями вверх ).

    Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин»

    Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, хлебобулочные изделия, кассир, названия хлебобулочных изделий.

    Предварительная работа:

    1. Экскурсия в хлебный магазин с родителями.

    2. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

    3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин в хлебный магазин»

    4. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

    5. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?»

    6. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

    7. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках»

    8. Дидактические игры: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Кто больше назовет действий».

    9. Рисование «Хлебный магазин»

    10. Лепка «Вот он хлебушка какой»

    11. Ручной труд - изготовление с детьми атрибутов к игре (хлебобулочные изделия, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники)

    Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

    Предметно-игровая среда к игре: Халат и шапочка продавца, касса для кассира, ценники жетоны с цифрами вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи хлебобулочных изделий (маленькие, стеллажи для хлеба (из коробок).

    Игровые действия: Водитель привозит на машине хлебобулочные изделия, грузчики разгружают, продавцы разлаживают хлебобулочные изделия на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился хлебобулочные изделия, звонит на базу, заказывает хлебобулочные изделия. Приходят покупатели. Продавцы предлагают хлебобулочные изделия, показывают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение. В магазине работает продавец, продает хлебобулочные изделия. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку. Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки. Продавец получает чеки и отпускает товар.

    Художественное слово

    Загадки о хлебе:

    Был крупинкой золотой,

    стал зеленою стрелой.

    Солнце летнее светило,

    и стрелу позолотило.

    Что за стрела? (колос ).

    Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе ).

    В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница ).

    Мнут и катают, в печи закаляют,

    А потом за столом нарезают ножом (хлеб ).

    Тарелка супа меж локтями,

    а он в руках у всех ломтями,

    Без него, как видно,

    не вкусно и не сытно (хлеб ).

    Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,

    На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб ).

    На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,

    В огнедышащей печи выпекают кирпичи.

    Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб ).

    В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.

    В нем тогда таких, как я, будет целая семья (зернышко ).

    Одно бросил - целую горсть взял (зерно ).

    В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле ).

    Он на солнышке стоит и усами шевелит.

    Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос ).

    Лежит мужичок в золотом кафтане,

    подпоясан, а не поясом,

    Не поднимешь - так и не встанет (сноп ).

    Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,

    И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн ).

    Вырос в поле дом, полон дом зерном.

    Стены позолочены, ставни заколочены.

    Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос ).

    Зубья ходят, гребни машут,

    жатки по полю бегут,

    Как мальчишку под машинку,

    поле наголо стригут (жатва).

    Стихи русских поэтов

    Н. Некрасов «Нива»

    Дорого-любо, кормилица-нива,

    Видеть, как ты колосишься красиво,

    Как ты янтарным зерном налита,

    Гордо стоишь, высока и густа.

    В. Жуковский «Будто солнцу улыбаясь»

    Будто солнцу улыбаясь,

    На соломке молодой

    Дремлет, медленно качаясь,

    Ржи колосик золотой.

    Весь с рогами, как улитка,

    Жизни внутренней полна,

    Он пригнулся от избытка

    Полновесного зерна.

    А. Майков «Летний дождь»

    «Золото, золото падает с неба!» -

    Дети кричат и бегут за дождем.

    Полноте, дети, его мы сберем,

    Только сберем золотистым зерном

    В полных амбарах душистого хлеба!

    Ю. Жадовская «Нива»

    Нива, моя нива,

    Нива золотая!

    Зреешь ты на солнце,

    Колос наливая.

    По тебе от ветру -

    Словно в синем море -

    Волны так и ходят,

    Ходят на просторе.

    Над тобою с песней

    Жаворонок вьется,

    Над тобой и туча

    Грозно пронесется.

    Зреешь ты и спеешь,

    Колос наливая,

    О людских заботах

    Ничего не зная.

    Унеси ты, ветер,

    Тучу грозовую,

    Сбереги нам, боже,

    Ниву трудовую!

    Н. Рубцов «Хлеб»

    Положив в котомку сыр, печенье,

    Положил для роскоши миндаль.

    Хлеб не взял:

    Ведь это же мученье

    Волочиться с ним в такую даль!

    Все же бабка сунула краюху!

    Все на свете зная наперед,

    Так сказала:

    Слушайся старуху!

    Хлеб, родимый, сам себя несет.

    С. Мельников

    Золотистую пшеницу

    Жернова сотрут в мучицу.

    Из муки замесим тесто

    В формочках в печи ей место.

    Подрумянился, окреп

    В жаркой печке вкусный хлеб.

    Народные песенки и потешки

    Секи, секи, дождь,

    На нашу рожь,

    На бабину пшеницу,

    На просо, чечевицу,

    На дедов ячмень -

    Поливай целый день!

    Дождик, дождик, поливай!

    Будет хлеба каравай!

    Будут булки,

    Будут сушки,

    Будут пряники,

    Ватрушки!

    Свети, свети, солнышко,

    На зеленое полюшко,

    На белую пшеницу,

    На чистую водицу,

    На наш садочек,

    На аленький цветочек.

    Чей воз?

    Куда едешь?

    Что везешь?

    Что возьмешь?

    Что купишь?

    Не колода лодырь, не пень,

    А лежит целый день,

    Он не пашет, не орет,

    Лопату в руки не берет,

    Не жнет и не косит,

    А обедать просит.

    Проснулась Ульяна не поздно, не рано:

    Люди - косить, а она - голову мочить,

    Люди - грести, а она - косу плести,

    Люди - жать, а она - на меже лежать.

    Люди - молотить, а она - пыль ворошить.

    А обедать пойдут - и она тут как тут!

    Иди, весна, иди красна,

    Принеси ржаной колосок,

    Овсяной снопок,

    Большой урожай в наш край!

    Рифмовки

    Дождик, дождик, поливай,

    Будет хлеба. (каравай ).

    Плох обед,

    Коли хлеба. (нет ).

    Из земли взошел -

    К нам на стол. (пришел ).

    У хлеба, булки есть верхушка,

    И мы зовем ее. (горбушка ).

    Воровала синица

    В амбаре. (пшеницу ).

    Зимой не будет горюшка,

    Коль всё убрали. (полюшко ).

    На соломинке - дом,

    Зерна спрятаны. (в нем ).

    Ветер ходит в поле,

    Как волна на. (море ).

    Подготовила: Лозовая Н.Г., воспитатель

    с. Чёрный Отрог

    Тема: «Как хлеб на стол пришёл».

    Цель:

    зерно, чтобы стать хлебом.

    Задачи:

      Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

    выращивающих хлеб.

    образное воображение.

    Словарь: Пшеница, трактор, тракторист, плуг, комбайн, комбайнёр, мельница, молотить, замесить, пекарня, пекарь.

    Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, булочка, интерактивная доска Smart, презентация слайдов «Как хлеб к нам пришел», кофемолка, вышитое полотенце, сито.

    Для каждого ребенка колосок, розетка с зернышками, соленое тесто.

    Предварительная работа:

      Рассматривание колоска.

      Пальчиковая игра «Лепёшки».

    Методические приёмы:

      словесные (вопросы, беседа);

      наглядный (демонстрация);

      организационный;

      проведение опыта;

      игровое упражнение.

    – интегрированный.

    Форма деятельности:

    Виды деятельности:

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    Вводная часть

    Организаци-онный момент

    Сообщение темы НОД.

    (Дети стоят рядом с воспитателем).

    Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.

    Воспитатель загадывает загадку:

    Отгадать легко и быстро:

    Мягкий, пышный и душистый,

    Он и чёрный, он и белый,

    А бывает подгорелый.

    Без него плохой обед,

    Вкусней его на свете нет! (Хлеб).

    Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.

    Основная часть

    Биоэнергопластика «Как растет колосок?»

    Опыт «Где живут зернышки».

    Опыт: «Помол зерна».

    Пальчиковая гимнастика «Лепёшки».

    Физминутка «Дрожжи».

    Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?

    Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Что это?

    Колоски.

    Хотите узнать, как колосок стал хлебом? Тогда садитесь поудобнее. Всё хорошо узнать о хлебе нам помогут колоски и сказки, которые мы с вами читали.

    - «Три жёлтых рта,

    Три голодных рта

    Смотрят в небо,

    просят хлеба». Из какой сказки эти строки?

    -«Голубь и пшеничное зерно».

    Правильно. Что нашёл голубь? Что выросло из зерна? Что бы вырос колосок, что сделал голубь? Чтобы посадить зерно в землю, что надо сделать с землёй?

    На полях землю «копает», вспахивает трактор железным плугом (слайд 1 ).

    Кто ведёт трактор? Какая становится земля? Когда землю вспашут, трактором и специальными сеялками сеют зерно. (слайд 2 )

    А чтобы зернышко выросло, что ещё нужно?

    Солнце, дождик.

    Дети на интерактивной доске рисуют, что необходимо для роста зерна.

    Давайте поиграем «Как растет колосок?»

    Представьте, что пока Вы маленькое зернышко оно лежит в земле (присядьте, обхватите голову руками). Но вот пригрело солнышко, и зернышко начало прорастать (поднимите голову, раскройте ладони). Это маленький слабый росток-колосок. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик и росток стал подниматься все выше все выше (и мы поднимаемся руки вверх в стороны). Ветерок нас раскачивает солнышко, пригревает, колоски улыбаются солнышку. Но вот наступила осень. Ветер все сильнее качает колоски. Колоски нагнулись к земле и рассыпались зернышки.

    Ребята, посмотрите на зернышко, потрогайте их. Как вы думаете, где их домики?

    Сейчас это мы узнаем. Возьмите колоски, разберите их и отыщите в них зернышки.

    Вы держали в руках колоски, какие они?

    Из чего состоит колосок?

    Где живут зернышки? (В колосе)

    Вывод. Значит, колосок состоит из зернышек.

    Выросли колоски. Пшеница созрела (слайд 4). Тогда на поле выходит другая машина. Как называется эта машина? (слайд 5)

    Кто управляет комбайном?

    Что делает комбайн?

    Вспомнить сказку «Колосок», что делал Петушок, когда нашёл колосок.

    Что происходит на мельнице?

    Дети с воспитателем подходят кофемолке.

    Ребята, подойдите ко мне поближе. Зерно перетираем, мелем, получаем муку.

    Просеять через сито: отруби, мука.

    Тошки, тошки, тошки

    Испечём лепёшки.

    Дрожжи, сахар, соль, яйцо

    И парное молоко

    Муки положили,

    Тесто замесили.

    А зачем в тесто кладут дрожжи?

    Дрожжи воздух собирали,

    (дети раздувают щёки, выпускают воздух)

    Дрожжи тесто раздували.

    Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)

    Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

    Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)

    Разрастись и поднимись!

    Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

    Тесто зрело и толстело – ох! Ох!

    Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)

    И весёлкой повзбивали.

    Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь. Что мы можем испечь из теста?

    А в нашем селе пекут хлеб, где? Как называют людей, которые пекут хлеб?

    Заключитель-ная часть

    Подведение итога.

    Переход к другому виду деятельности.

    Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! (Перечислить профессии).

    - Ребята, как вы понимаете пословицу «Хлеб -всему голова».

    К хлебу нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

    Тесто мы с вами замесили, и я предлагаю для нашего магазина сделать, а потом испечь баранки, булочки. дети переходят в центр художественного творчества.

    Длительность НОД: 20 минут.

    Самоанализ

    Тема: «Как хлеб на стол пришёл».

    Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит

    зерно, чтобы стать хлебом.

    Задачи:

    1.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

    2. Учить анализировать и делать выводы в опытной деятельности.

    3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей

    выращивающих хлеб.

    4. Развивать речь детей, внимание, наблюдательность, мышление,

    образное воображение.

    Была проведена предварительная работа:

      Чтение украинской народной сказки « Колосок», русской народной сказки «Петушок и меленка», «Голубь и пшеничное зерно».

      Рассматривание колоска.

      Пальчиковая игра «Лепёшки».

      Опыт: «Как пашут землю», «Что вкуснее: зерно, мука и хлеб».

      Дидактическая игра «Кто, чем управляет».

    Вид непосредственной образовательной деятельности – интегрированный.

    Интегрируемые образовательные области:

      Образовательная область «Социализация»: практические действия, проведение опытов – приучать решать интеллектуальные задачи, способствовать расширению опыта совместной деятельности детей в малой детской группе.

      Образовательная область «Познание»: познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

      Образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»: Способствовать укреплению здоровья через пальчиковую игру, физминутку.

      Образовательная область «Безопасность»: воспитывать бережное отношение к результатам труда – хлебу.

      Образовательная область «Чтение художественной литературы»: формировать умения делать выводы, умозаключения – загадывание загадки.

      Образовательная область «Коммуникация»: учить отвечать на вопросы, развивать речь, мыслительную активность.

    Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, двигательная.

    Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: организационный, наглядный, словесный, проведение опыта, игровое упражнение которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использованный мною комплекс методов позволил повысить результативность.

    Я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.

    В ходе НОД были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием; логическое мышление (проведение опытов), зрительное восприятие (через слайды). Как необходимый элемент любой НОД, мною использовались здоровьесберегающие технологии (работа с колоском, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, физминутка).

    Для достижения оптимального результата занятия, я ввела приёмы, повышающие мотивацию – проведение опытов, что повысило их внимание и активность.

    Считаю, что структура НОД соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности.

    Длительность занятия 19 мин., что соответствует нормам СанПиН.

    Я считаю, что сегодняшняя совместная деятельность с детьми удалась.

    В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.