• Картотека фольклора для детей средней группы. Детский фольклор – исток сохранения русских народных традиций

    Детский фольклор это специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора - соотнесение художественного текста с игрой. В 1860-х серьезное внимание на детский фольклор обратил К. Д.Ушинский; тогда же началось его систематическое собирание (сборники П.Бессонова, Е. А.Покровского, П.В.Шейна). В 1920-х новые тексты были опубликованы в сборнике О.И.Капицы и появился сам термин «детский фольклор», предложенный Г.С.Виноградовым. Наиболее полные антологии детского фольклора составили В.П.Аникин (Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство.) и А.Н.Мартынова (Детский поэтический фольклор.). В конце 19 - начале 20 века в детском фольклоре изучались и классифицировались по жанрам вербальные тексты, выявлялись сохранившиеся в них в трансформированном виде реликтовые элементы фольклора взрослых (например, архаичные ритуальные корни детских игр). В современной науке нем обозначились новые проблемные аспекты: внутренний мир развивающейся личности ребенка; детский фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.

    Детский фольклор - часть народной педагогики , его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Художественная форма специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре, психологически необходимой для детей. Детский фольклор исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети. Материнский фольклор составляют произведения, созданные взрослыми для маленьких детей (до 5-6 лет). Его основные жанры - колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, небылицы-перевёртыши - побуждают ребенка ко сну или к бодрствованию (определенным движениям, игре), в них важна роль успокаивающего или бодрящего ритма. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедшие к детям, и произведения, сочиненные самими детьми. Поэзию подвижных игр составляют жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки. К поэзии словесных игр относятся заклички, приговорки, скороговорки, молчанки, голосянки. К детским словесным играм можно отнести исполнявшиеся в их среде сказки, загадки. В фольклоре современных детей широко распространен новый жанр - страшилки. Поведение ребенка в детском коллективе регулирует детская сатира: дразнилки, насмешки, уловки, мирилки, отговорки. Границу между материнским и собственно детским фольклором провести не всегда возможно, так как с 4-5 лет дети начинают подражать взрослым, повторяя игровые тексты. Детский фольклор использовали писатели (детская поэзия К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др.).

    Д.Ф. как разновидность устного словесного искусства сохранил в себе отголоски, реалии жизни многих поколений людей.

    Собирание и научное исследование началось поздно в 60-е гг. XIXв.(Бессонов-1ый публикатор; Шейн - осуществил научное издание большого кол-ва текстов; Виноградов и?….-внесли огромный влад)

    1970- мельников «Русский детский фольклор Сибири».

    В XX возрастное деление детского фольклора.

    XX-XXI - серьезный интерес как к детскому фольклору вообще.

    Большую роль играет:

    Коммуникативная деятельность. Имеет свою среду обитания, пед. Направленность, психофизиологическое.

    Расширение фольклорного поля, новые методологические принципы, касающиеся самого понятия «фольклор», достижения современной отечественной и мировой науки о детстве (Г.С. Виноградов, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, Маргарет Мид, Жан Пиаже, Э. Эриксон, М.В. Осорина и др.) внесло свои коррективы в представление об объеме, содержании и границах категории «детский фольклор». Сегодня детский фольклор - обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества, включающая в себя классический детский фольклор (это прежде всего «поэзия пестования», т.е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.

    Современное осмысление категории «детский фольклор» требует осознания его специфики, для выявления которой недостаточно рассмотрение детского фольклора лишь в русле народной традиции и народной педагогики. Для этого необходимо равноценное внимание к обоим словам (а за ними явлениям) понятия «детский фольклор».

    Несомненно, детский фольклор - прежде всего фольклор, он принадлежит культуре традиции, в основе которой типологическая преемственность и типологическая повторяемость. Детский фольклор не может рассматриваться вне общей теории фольклора, теории жанров, генезиса и мифологии, исторической поэтики.

    Вместе с тем в детском фольклоре, если говорить о нем в контексте народной традиции, есть свои особенности. Детский фольклор не знает сказителя в общепринятом фольклористикой смысле слова. Фольклорное знание, включающее не только исполнение текста, но и той ситуации, в которой он воспроизводится, определяется не особенностями памяти ребенка, а его игровой активностью. Именно в игровых формах поведения отражается опыт многих предшествующих поколений, соединяющийся с творчеством конкретного ребенка.

    Детский фольклор не знает моножанров, требующих особой эпической памяти.

    Изучение исполнительства в детском фольклоре в свете теории информации привело С.Лойтер к выводу об особенностях контактной связи, когда сам факт произнесения текста совершается не в обстановке исполнитель/слушатель, а в разнообразных формах игровой активности детей, повторяющих из поколения в поколение одни и те же формы творчества. В атмосфере живого, естественного общения детей каждый акт исполнения, произнесения текста благодаря «подхватыванию» (термин В.Е. Гусева), включенности в игру становится актом воспроизведения и передачи, когда возникает обратная связь. И тогда на основе традиционной модели происходит рождение=исполнение или воссоздание текста. Так специфически обнаруживают себя в детском фольклоре отдельные закономерности фольклорного творчества.

    В постановке и подходах к проблеме специфики плодотворной и важной представляется получившая развитие в последние годы концепция о детях как субэтносе. Дети как самостоятельный субэтнос в рамках различных этносов мира оказываются носителями, хранителями и создателями своей субкультуры, которая определяется прежде всего наличием своей «картины мира». Детский фольклор, являющийся языком детской субкультуры, служит важнейшим средством формирования, сохранения и трансляции картины мира.

    Тем самым важнейшим контекстом функционирования детского фольклора является детство как особый социокультурный феномен. Протяженность во времени, динамизм и интенсивность в развитии ребенка позволяют исследователям говорить о полистадиальности детства, выделяя три «эпохи» (Д.Б. Эльконин), три «этапа, периода» (М.И. Лисина, Филипп Арьес), три «фазы» (Э. Эриксон). Плодотворность такого дифференциального изучения дает возможность проследить, как происходит процесс развития ребенка, его мышления, речи, как складывается система его представлений, какие психологические константы, эмоциональные и «культурные» переживания предметов доминируют в разное время детства. И это имеет прямое отношение к обусловленности смены одних специфически возрастных форм фольклора другими, к процессу формирования и бытования жанров, которые принадлежат только детскому фольклору.

    Самый ранний младенческий, «дофонемный» (Л.П. Якубинский) период жизни ребенка связан с бытованием колыбельной песни - одного из главных слагаемых поэзии пестования. Колыбельные песни, как и другие произведения лирики материнства, уже на досознательной (для ребенка) стадии выполняют очень важную задачу включения его в процесс «культурации», врастания в культуру. И оно происходит с помощью таких художественных форм, которые соответствуют психологическим особенностям каждого возрастного этапа детства.

    «Доречевая фаза», «доречевая стадия» (Л.С. Выготский) младенчества - это период «фонетического монизма» (Л.П. Якубинский), время гуления и лепета, время повторений - «эхолалий» (Ж. Пиаже), которым принадлежит роль простой игры. Эти закономерности детского мышления и речи отражают такие первичные материнские жанры детского фольклора, как потешки, пестушки и прибаутки с их разнообразными ономатопеическими сочетаниями.

    К концу третьего, на четвертом году жизни, когда ребенок овладевает речью, усваивая грамматический строй языка, все больше стирается грань между детской речью и стихами, из детского лепета происходят стихи, наступает период, когда «стихи - норма человеческой речи» (К.Чуковский). Это и начало того периода детства, который отличается особым проявлением воображения, «когда фантазия наиболее развита» (Л.С. Выготский). Именно в это время активно бытует собственно детский фольклор, творимый, исполняемый, передаваемый самими детьми. Он оказывается формой коллективного творчества, закрепленного и реализованного в целой системе устойчивых текстов, которые передаются из поколения к поколению детей и имеют важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности.

    В сложившейся системе жанров детского фольклора то, что является продуктом творчества самих детей, - это большой пласт текстов. Их создал ребенок-художник, ребенок-стихо/языкотворец. Но еще большее место в собственно детском фольклоре занимают тексты, которые использованы детьми в более или менее измененном виде из фольклора взрослых. Из их традиционной культуры дети усвоили, адаптировали, сделали «своим» то, что наиболее соответствовало их запросам, возрастным интересам и особенностям, «их исканиям высокой радости». Они не просто механически использовали готовое, а трансформировали, преобразили его, внеся игровое начало. Отобранное из фольклора взрослых, ассимилированное детьми проходило длительную шлифовку, кристаллизацию формы, подчиняясь генетически заложенному в детях чувству ритма, речевой одаренности, потребности в игре и словотворчестве.

    Характерный, конституирующий контекст функционирования детского фольклора - игра. Игровой характер, игровая природа - основополагающий его признак. Ребенок изначально - «человек играющий». Поэтому представляется искусственным деление на игровой и потешный. Семантически это одно и то же: играть, по Далю, «забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы». Как явление игрового речевого поведения детей, игровое словотворчество рассматривается детский сатирический фольклор.

    Нередки случаи, когда литература становится источником для детского фольклора. Это обусловлено особенностями функционирования детского фольклора, когда носитель фольклора является одновременно читателем/слушателем литературных текстов. Многочисленны примеры фольклоризации литературы, когда части стихотворения или отдельные строчки известных детских поэтов превращаются в считалку или песенку-переделку. В самом процессе бытования происходит некое «перетекание» фольклора в литературу и наоборот.

    Таким образом, специфика детского фольклора рассмотрена в свете: а) народной традиционной культуры, б) культуры детства, в) народной педагогики и материнской школы, г) современной теории детства, д) детской психологии как специфической области психологического знания, е) общей теории детской речи и речевого поведения, ж) «стихового периода» в жизни ребенка, з) теории общения и коммуникативного поведения, и) теории игры как одного из универсальных понятий антропологии, истории и культуры; к) в «зеркале» детской, а также автобиографической, мемуарной и дневниковой литературы. Совершенно очевидно, что изучение специфики детского фольклора сопряжено с вовлечением в орбиту исследования новых объектов, которые выводят его (детский фольклор) из сферы только традиционной культуры и народной педагогики. Коннотация термина, обусловленная принадлежностью детству, проясняет природу явления, имеющего междисциплинарный характер.

    Подобно тому, как детский фольклор не просто фольклор, но - и это главное - детский, детская литература не просто литература, но детская литература. Их типологическую общность обусловливают релевантные, только им присущие свойства, объясняемые принадлежностью к одному психо-социо-культурному феномену - детству.

    В отличие от детского фольклора, специфика которого изучалась недостаточно, исследование специфики детской литературы имеет свою немалую историю. В нашем обосновании специфика детской литературы «прочитывается» не только в рамках литературоведения (как искусство слова) и педагогики, но и в широких взаимосвязях с антропологией, психологией, теорией детской речи, культурологией.

    Концептуализация, методологически новое обоснование специфики детского фольклора и детской литературы как родственных явлений междисциплинарной природы в главных контекстах их функционирования - предмет специального изучения в работах С.М. Лойтер.

    Одна из важных тем исследования - детская мифология, мифологическая составляющая детской субкультуры. Изучение ритуально-мифологического генезиса детской поэтической классики позволило проследить, как формировалась поэтика детского фольклора как игровая по преимуществу. Поиски «начал», прототекста вопросо-ответной структуры детского фольклора осуществлены на материале прибаутки «Коза, коза, лубяные глаза» (в ее многовариантности) и имеют целью обосновать самоопределение игровой формы как итог длительных трансформаций, эволюции и «десемантизации», которые претерпел текст, прежде чем стать детской забавой. Как сделалось образом то, что «прежде было делом веры, знания», как формировалась одна из главных фигур поэтики - олицетворение, имеющая своим основанием типично мифологическое детское мышление с его «наивным очеловечиванием» и «всеобщей персонализацией», прослеживается при рассмотрении мифопоэтических мотивов вода, дождь в детской пестушке и закличке, обращенной к дождю. Изучение кумулятивной формы с ее многоразличными и многовариантными видами повторов свидетельствует, как обряд и миф, сохранившись лишь на глоттогенетическом уровне, определил стиль, структуру и тропику сложившегося игрового текста, стал первоисточником его поэтической образности. Акустический образ, акустическая характеристика как один из компонентов общей картины мира в детском фольклоре - это его звукоречь, которая впервые оказывается предметом изучения. Выделенные четыре группы словозвуков (ономатопы, междометные слова, заумь и тайный язык) позволяют проследить эволюционную древность этого образного слоя, свидетельствуют о присутствии мифа в качестве существенного элемента поэтического языка. Разновидности звукоречи исследуются не только как явления поэтики детского фольклора в рамках того или иного жанра, но и как явления его специфики, обусловленные психологическими особенностями развития детского мышления и речи.

    Интерпретация ритуально-мифологического генезиса игровой поэтики детского фольклора обозначила тот архетипический слой, который явился арсеналом, истоком поэтической образности и изобразительности, предопределив первоэлементы поэтики детского авторского стиха. Детская поэзия в ее собственной форме, детская поэзия как отдельная область искусства и поэзии, как особый вид лирики, в котором специфика детской литературы проявляется с наибольшей полнотой и выраженностью, - самостоятельная тема в работах С.М. Лойтер. Автор утверждает, что именно с ХХ века, времени проникновения детского фольклора в книгу, детская поэзия стала пространством укоренения, воскрешения и обновления разнообразных форм фольклора в индивидуальном творчестве. Детская поэзия обрела свой голос, свой репертуар, свои ключевые экзистенциальные темы, свою предметную изобразительность, свою «графику» и ритмику, свой «формальный образ стиха», свой язык, которым говорят уже несколько поколений поэтов. Почти одновременно с поэтами, начавшими свой путь с «хождения в детвору», к детской поэзии обращаются писатели-фольклористы (О.И. Капица, Н.П. Колпакова, Т.Маврина), создавшие свою литературную поэзию пестования.

    Основные принципы поэтики детского стиха исследуются не на уровне идиостиля, а на уровне системы с унаследованными и укорененными универсалиями поэтики. Они и дают основание говорить о детской поэзии как специфической области искусства и поэзии, в частности. Необходимо оговорить, что многие приемы поэтики характерны и репрезентируют во «взрослой» лирике, но в детском стихе они существуют в своем концентрированном, «сгущенном» виде.

    Одним из наиболее продуктивных жанров детского фольклора, воспринятым литературным творчеством и сохранившимся в том же жанровом качестве в детской поэзии, является традиционная колыбельная песня. Многочисленны примеры усвоения поэтики праматери, обновленные и обогащенные индивидуальным видением. Тот же тип фольклорно-литературного взаимодействия - включение в жанровый ряд детской поэзии таких фольклорных жанров, как считалка, загадка, скороговорка, небылица. Более распространенным является иной тип фольклорной рецепции - усвоение, использование одного плана поэтики некоторых жанров в детской поэзии. Наиболее показательный пример - ритм считалки, ставший доминирующим свойством детского стиха.

    С.М. Лойтер обозначены универсалии поэтики детского стиха, восходящие к детскому фольклору и дополняющие известные «Заповеди» К. Чуковского. Прежде всего они касаются одной из отличительных особенностей детского стиха - его словаря, преобладающими лексемами которого оказываются субстантивы, обладающие признаками конкретности. Словарь детских стихов - его универсуум, а это мир предметов, больших и «малых» вещей, которые поэтизируются, освобождаясь от статичности и косности, злободневности и грузности, вовлекаясь в атмосферу стремительных движений и действий. Словотворчество и игра словом, местоименная поэтика, отражающая эгоцентризм детской речи и выраженная «эгоцентрическими словами», особая функция указательного местоимения «это», диалогичность и вопросо-ответная форма, особая ритмическая организация и интонационная структура, звукообразы - эти основополагающие принципы детского стиха раскрываются и интерпретируются на большом художественном материале.

    Иной синхронный характер взаимодействия детского фольклора и детской литературы, рассматриваемых С.М. Лойтер как два сообщающиеся сосуда с особым «механизмом» взаимосвязи, прослеживается при изучении современной детской мифологии (об одном из жанров - детских мифологических рассказах - речь шла выше).

    Детский фольклор - это древнее искусство и следы его древности можно обнаружить в некоторых жанрах. Большинство жанров ДФ не знают угасания и активно бытуют в среде современных детей. Собирание и исследование ДФ в Россииначалось поздно: в 60е годы 19 века. Среди тех, кто одним из первых обратился к детскому фольклору, следует отметить П.А.Бессонова и П.В. Шейна. Шейн не только выделил ДФ в самостоятельный раздел, но и попробовал классифицировать его.

    Интерес в ДФ не всегда был активным. Начиная с 30х и до 70х годов 20 века почти не появлялось значительных исследований. И только в 1970 вышла работа М.Н. Мельникова «Русский детский фольклор Сибири».

    В последней трети 20 века стало ярко выраженным возрастное деление детского фольклора. В его массиве автономно выделился школьный фольклор.

    Под термином ДФ обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми, творчество взрослых для детей.

    Детский фольклор - специфическая область народного искусства. Его содержание, жанровый состав, выбор художественных средств и образов определяются детским мировосприятием. Функционирование ДФ тесно связано с игрой. Игра-действие помогают ребенку познавать мир. Игра словом, звуком, удачно найденным образом развивают речевую культуру ребенка. Большую роль фольклор играет в коммуникативной деятельности детей. ДФ имеет свою среду обитания (взрослый - ребенок, разновозрастные группы детей, группа детей сверстников). Г.С.Виноградов отметил педагогическую направленность детского фольклора. ДФ оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, развивает речь, учит преодолевать страх. ДФ имеет специфический жанровый состав, соответствующий особенностям восприятия и развития ребенка. Для детей дошкольного возраста важными являются колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки, дразнилки. Сами дети не являются носителями большого количества фольклорных жанров - ни объем памяти ребенка, ни подвижность детских интересов не способствует этому.

    детский фольклор колыбельная песня

    Детский фольклор – специфическая область устного художественного творчества, имеющего свою поэтику, свою форму бытования, своих носителей. Детский фольклор тесно связан с фольклором взрослых, зависим от среды его бытования, жанровой системы и все процессы которым подвержен фольклор взрослых так или иначе находит отражение в детском фольклоре. Общий признак детского фольклора – соотнесение худ.текста с игрой.

    История изучения детского фольклора

    Термин Детский фольклор появился в середине 20х годов 19 века. Существует несколько точек зрения на то, какой материал ограничивать понятием детский фольклор. Одну из точек зрения предлагает Оникин. Он относит к Д.Ф. творчество взрослых для детей, творчество взрослых ставшее со временем детским и детское творчество в собственном смысле слова. Собирание детского фольклора началось в первой половине 19 века. Оно связано с именами Сахарова, Терещенко, Авдеевой. Ими собраны и опубликованы некоторые жанры детского фольклора. Именно в это время исследователи выделяют детское творчество как отельный раздел народной поэзии. Начиная с 60х годов 19 века, на детский фольклор обращают своё внимание педагоги. В 1867 году выходит книга для детей «Родное слово» Ушинского, в который вошли различные жанры детского фольклора: сказки, песни, загадки, прибаутки, скороговорки и пословицы. Детский фольклор становится частью круга чтения ребёнка. В 1868 году выходит книга Бессонова – «Детский фольклор», который оказал влияние на последующее собирание и публикацию детского фольклора. В процессе систематизации Д.Ф. и его теоретическое осмысление начинается с начала 20 века.

    Первый исследователь который предпринял попытку классифицировать детский фольклор – это Виноградов. С 30х годов 20 века произошёл спад в собирательно-исследовательской работе над детский фольклором. Только в 1957 году выходит работа Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». Первая обобщающая работа по Д.Ф. принадлежит Мельникову «Русский детский фольклор». В ней он подробно рассматривает происхождение и внутри жанровую классификацию.

    В настоящее время выделяются следующие области фольклора для детей:

    • Поэзия пестования (материнская поэзия). Колыбельные, частушки, прибаутки…
    • Детский игровой фольклор. Считалка, жеребьёвка
    • Фольклор словестных игр. Сечки, молчанки,
    • Детский календарный фольклор. Заклички, приговорки.

    Поэзия пестования – этот жанр относится к творчеству взрослых для детей. Сюда относятся колыбельные, прибаутки… Они связаны с воспитанием, заботой и уходом за ними. Колыбельные – помогают усыпить ребёнка. Происхождением они восходят к магическим заклинаниям и заговором. Что подтверждается типичным для заговора договором с иным миром. Им обещают подношение, а взамен просят сон и благополучие для ребёнка. В колыбельных присутствует такая особенность как обращение к животным: кошки, коты, курица. После принятия христианства появляется образы ангелов и святых, которых призывают для помощи и благословения. Существуют так же тексты в которых ребёнку желают смерти. Объясняется это тем, что так пытаются обмануть болезни мучающие ребёнка. Являются одной из традиционных форм охранительной магии.

    Колыбельные имеют композицию: Баю-баю, потом сюжетная часть с упоминанием имени ребнка и логически завершает песню концовка. Традиционные колыбельные песни принято разбивать на 2 группы: повествовательны (о самом ребёнке, о предметах, животных, птица) в императивные(выражено пожелание (здоровья и т.д.))

    Пестушки от слова пестовать, нянчить носить, воспитывать. Связаны с наиболее раннем периодом развития ребёнка (до года) помогают установить эмоциональный контакт со взрослыми. По форме пестушки представляют собой сложноподчинённое предложение или простое распространённое. Они лаконичны, используется парная или внутренняя рифма.

    Потешки – песни сопровождающие игры ребёнка со взрослыми (ладушки, сорока-ворона)

    Прибаутки – Это небольшое смешное произведение, высказывание или отдельное рифмованное выражение. Это маленькие элементарные сказки с элементарным сюжетом.

    Детский игровой фольклор. Это очень объёмная группа словестных произведений, имеющих не самостоятельное значение, а входящее составными частями в такое словжное образование как детская игра. В детском игровом фольклоре можно выделить 2 группы словетнях текстов: игровые прелюдии (считалки и т.д.) и группу текстов «вербальные игровые тексты: игровые приговорки(молчанки, сечки, голосянки) и припевки и т.д.

    Жеребьёвая сговорка определяет деление играющих на 2 команды. Её роль – у станвливать порядок в игре. Это лаконичные иногда рифмованные произведения обращенные к лидерам групп. И вопрос в котором предлагается выбор для команд игры. Создавая жеребьёвки дети часто импровизировали на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок.

    Считалки – это короткие стихи для распределиния ролей в игре. В их основе – счёт. Многие вообще бессмысленны. Бессмысленность и «заумность» объясняется тем, что перешли они из взрослого фольклора.

    Игровые приговорки и припевки – маленькие произведения для организации игры. В них были отголоски древних обрядовых игр. Игровое действие унаследовало свои формы, правило и порядок от древних языческих игрищ в честь Костромы, Коляды и Верила. В играх дети изображали семейный быт, трудовые заняти деревни. Отзвуки язычества сохранились в играх Костромушка, Курилка, Солнце-золотые ворота. К игровому фольклору относят фольклор словестых игр. Это сечки, молчанки, дразнилки, скороговорки.

    Сечки –это стишки сопровождающиеся ударом по дереву секущим предметом. В текстах сечек содержится зашифрованный счёт. Один из самых редких и древних жанров фольклора. Они связаны с процессом обучения счёту.Ритмические единицы – количество ударов по дереву.

    Молчанка – небольшое сихотворное произведение для проведения игры. Один из детей начинает читать текст комического содержания. Обычно во время игры старался рассмешить или задеть учатников, чтобы кто-то засмеялся и заговорил.

    Голосянка. Суть игры в том что дети соревнуют кто дольше протянет звук не переводя дыхания. Тексты начинались с затравки (небольшое рифмованное произведение)Они исполнялись хором и без пауз. Первый замолчавший – проиграл

    Нелепицы – песенки или стишки в которых всё поставлено с ног на голову. Благодаря перевёртышам у детей развивалось чувство комического. Смеясь над абсурдностью ребёнок укрепляется в правильности уже полученном правильно представлении о мире.

    Скороговорки – словестные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз.

    Дразнилки – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество или просто привязанное к имени ребёнка. Полагают что они пришли из взрослый среды и выросли из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строки и формировались дразнилки. Они высмеиваю трусость, лень, жадность, занозчивость, пьнство (для взрослых) но есть и безпричинные.

    Существовали отговорки от дразнилки.

    Календарный фольклор (заклички и приговорки) они были введены Виноградовым

    Заклички – закликать, звать. Это обращения выкрики детей к различным силам природы. Они обычно выкрикивались хором и на распев. Аналогичный жанор существовал во взрослой среде, но носил магический характер. Остатки магического сохранились в логической задаче и обозначают некоторый договор с силами природы.

    Приговорки – обращения к живым существам, произносимое каждым ребёнком по одиночке. Для них характерно подражанию пению приты или голосу животного. В ряде случаев это игра в обман с субъектом обращения, в других детская угроза или звуковая дразнилка.Или приговор на удачу.

    Современные жанры детского фольклора. Они сформировались в середине 20 века под влиянием комплекса социальных факторов. Современные исследователь культуры детства пытаются объяснить причину их появления. Одна из причин это то, что большинство детей стало городскими жителей, а в их развитии осталась неизменная потребность пройти через этап ярких переживаний необъяснимого и чудесного которое вызывает чувство страха и потребностью его преодолеть. Кругозор современных детей формируют городской быт и СМИ. Так появляется страшилка. Страшилки – это словестые игры детей 6-7 лет с элементами мистики и фантастики. В них используются мотивы смерти, покойники, приведений и т.д. Страшилки функционируют по всем правилам фольклора: закрепляются традиции и передаются из уст в уста. Их рассказывают дети всех возростов. Наибрлее характерно от 8 до 12 лет. Оригинален жанр старшныхвызывалок (Как вызвать бабу ягу). Цель вызывалок – победить страх. В страшилках всё есть от фольклора.

    Система образов страшилок распадается на: главгера, его помошников и противников. В страшилках фантастика – злая. С ней связаны отрицательных образов.

    Садистские стишки. В них используется элемнт абсурда и гратеска. Даже в изображении семейных отношений, игр, будней.

    Родионова Вера Анатольевна
    Детский фольклор. Малые фольклорные формы

    Малые жанры фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения .

    Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери фольклорные произведения . Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам .

    Игры - забавы с маленькими детьми. ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие) Потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой . Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе с взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений . Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора , доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

    Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу . В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

    Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

    Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.) . Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

    Колыбельные песни- песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их - размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

    Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора , на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

    Преобладающие темы - убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость , между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования ).

    Баю-баюшки-баю

    Баю-баюшки-баю,

    Не ложися на краю.

    Придет серенький волчок,

    Он ухватит за бочок

    И потащит во лесок,

    Под ракитовый кусток.

    К нам, волчок, не ходи,

    Нашу Сашу не буди.

    Вот и люди спят

    Вот и звери спят

    Птицы спят на веточках,

    Лисы на горочках

    Зайцы спят на травушке,

    Утки на муравушке.

    Детки все по люлечкам.

    Спят - поспят, всему миру спать велят.

    А котики серые,

    А хвостики белые,

    По улицам бегали,

    По улицам бегали,

    Сон да дрему собирали

    Вы коты, коты, коты,

    У вас желтые хвосты.

    Вы коты, коты, коты,

    Принесите дремоты.

    Уж ты, котинька-коток,

    Кудреватенький лобок,

    Приди, котя, ночевать,

    Нашу Лидочку качать.

    Я тебе ли то, коту.

    За работу заплачу,

    Дам кувшинчик молока

    Да кусочек пирога,

    Белей папыньки

    В обе лапыньки.

    Баю-баюшки, баю

    Мою милую лю-лю

    В няньки я к себе взяла

    Ветра, солнце и орла.

    Улетел орел домой

    Солнце скрылось под горой,

    После ветер трех ночей

    Вернулся к матушке своей.

    Ветра спрашивала мать

    Где изволил пропадать?

    Волны на море гонял,

    Золоты звезды считал?

    Я на море волн не гонял,

    Золотых звезд не считал

    Малых деточек улюлюкивал !

    Ой-люли-люди-люли

    Прилетели журавли

    Журавли-то мохноноги

    Не нашли пути-дороги

    Они сели на ворота

    А ворота скрип-скрип

    Не будите мою Ладу

    Она спит-спит.

    Пестушка - происходит от русского слова «пестовать» , то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме , какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

    Большие ноги

    Шли по дороге :

    Топ, Топ, Топ,

    Топ, Топ, Топ.

    Маленькие ножки

    Бежали по дорожке :

    Топ, Топ, Топ,

    Топ, Топ, Топ.

    Травка-муравка

    Со сна поднялася.

    Птица - синица

    За зерно принялася,

    Зайки - за капусту,

    Мышки - за корку,

    Ребятки за молоко.

    Потягуси, потягуси,

    Пролетали низко гуси,

    Потягуси, потягушечки,

    Перья мягкие в подушечке,

    Эти перья-потягусеньки

    Подарили гуси Дусеньке.

    Вода текучая,

    Под горою баня топится

    Кошка моется, торопится.

    Там стоят 19 котят,

    Все помыться в баньке теплой хотят!

    Уходи с дороги кот,

    Наша Танечка идет.

    Топ-топ, топ-топ

    Наша Танечка идет,

    Ни за что не упадет.

    Топ-топ, топ-топ,

    Вот какая Танечка.

    Каждому свое :

    Печке - полено,

    Корове - сено,

    Трава - теленку,

    Вода - ягненку,

    А тебе, сыночек,

    Сахару кусочек.

    Петушок-петушок,

    Расчеши мне гребешок.

    Ну, пожалуйста, прошу,

    Я кудряшки расчешу.

    На кисоньку потягушечки

    На деточку порастушечки.

    Потешка - это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме : они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой - физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них : Ладушки,Сорока.

    Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

    А что ели? Кашку!

    А что пили? Бражку!

    Кашка масленька!

    Бражка сладенька!

    (Бабушка добренька)

    Попили, поели, ш-у-у-у.

    Шуууу! (Домой) Полетели!

    На головку сели! ("Ладушки" запели)

    Сорока, сорока!

    Где была?

    Печку топила,

    Кашку варила,

    На порог скакала -

    Гостей созывала.

    Гости прилетели,

    На крылечко сели.

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому не дала :

    Он по воду не ходил,

    Дрова не рубил,

    Печаку не топил,

    Кашку не варил…

    Идет коза рогатая,

    Идет коза бодатая :

    Ножками – топ-топ!

    Глазками – хлоп-хлоп!

    Кто кашки не ест,

    Кто молока не пьет,

    Того забодает, забодает.

    Большаку дрова рубить (большой палец) .

    А тебе воды носить (указательный,

    А тебе пёча топить (безымянный,

    А малышке песни петь (мизинец)

    Песни петь да плясать,

    Родных братьев потешать.

    Песни петь да плясать,

    Родных братьев потешать.

    Заклички- один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

    Жаворонки, жавороночки!

    Прилетите к нам,

    Принесите нам лето теплое,

    Унесите от нас зиму холодную.

    Нам холодная зима наскучила,

    Руки, ноги отморозила.

    Радуга-дуга,

    Перебей дождя –

    Опять в ночь

    Льет во всю мочь;

    Перебей гром,

    Не попал бы в дом.

    Водичка водичка,

    Умой мое личко!

    Чтоб глазенки блестели,

    Чтоб щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок!

    Дождик, дождик, пуще лей!

    Чтобы было веселей!

    Дождик, дождик, лей, лей!

    На меня и на людей!

    Солнышко, покажись!

    Красное, снарядись!

    Чтобы год от года

    Давала нам погода :

    Теплое летечко,

    Грибы в берестечко,

    Ягоды в лукошко,

    Зеленого горошка.

    Буря - Баба Яга,

    Иди с моря на луга!

    Там лук, чеснок,

    Киселя горшок,

    Каша масляная,

    Ложка крашеная.

    Ты поешь, посиди,

    А на море не ходи!

    Свет-светлячок,

    Посвети в кулачок.

    Посвети немножко,

    Дам тебе горошка,

    Кувшин творога

    И кусок пирога.

    Ягода клюква,

    Покажись крупна,

    Да подснежная,

    Да валежная.

    Мы тебя искали,

    По кочкам скакали.

    Считалки- в детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки - это одна из форм жеребьевки , небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка - это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.

    Раз, два, три, четыре.

    Сосчитаем дыры в сыре.

    Если в сыре много дыр,

    Значит, вкусным будет сыр.

    Если в нем одна дыра,

    Значит, вкусным был вчера.

    У сороконожки заболели ножки :

    Десять ноют и гудят,

    Пять хромают и болят.

    Я маленькая девочка

    Я в школу не хожу.

    Купите мне сандалики -

    Я замуж выхожу!

    На золотом крыльце сидели :

    Царь, царевич, король, королевич,

    Сапожник, портной -

    Кто ты будешь такой?

    Вышел немец из тумана

    Вынул ножик из кармана

    Буду резать, буду бить -

    С кем останешься дружить?

    Вышел месяц из тумана,

    Вынул ножик из кармана.

    Буду резать, буду бить -

    Всё равно тебе водить!

    Аты-баты, шли солдаты,

    Аты-баты, на базар.

    Аты-баты, что купили?

    Аты-баты, самовар.

    Аты-баты, сколько стоит?

    Аты-баты, три рубля

    Аты-баты, он какой?

    Аты-баты, золотой.

    Аты-баты, шли солдаты,

    Аты-баты, на базар.

    Аты-баты, что купили?

    Аты-баты, самовар.

    Аты-баты, сколько стоит?

    Аты-баты, три рубля.

    Аты-баты, кто выходит?

    Аты-баты, это я!

    Под горою у реки

    Живут гномы-старики.

    У них колокол висит,

    Позолоченный звонит :

    Диги-диги-диги-дон,

    Выходи скорее вон!

    Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.

    Расскажите про покупки,

    Про какие про покупки?

    Про покупки, про покупки,

    Про покупочки мои.

    Выдра в ведро от выдры нырнула.

    Выдра в ведре с водой утонула.

    Испугались медвежонка

    Ёж с ежихой и с ежонком,

    Стриж с стрижихой и стрижонком.

    У четырех черепашек четыре черепашонка.

    Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

    Чертили черными чернилами чертеж.

    На опушке в избушке

    Живут старушки-болтушки.

    У каждой старушки лукошко,

    В каждом лукошке кошка,

    Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

    Сшила Саша Сашке шапку,

    Сашка шапкой шишку сшиб.

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    В шалаше шуршит шелками

    Жёлтый дервиш из Алжира

    И, жонглируя ножами,

    Штуку кушает инжира.

    Кукушка кукушонку купила капюшон.

    Надел кукушонок капюшон.

    Как в капюшоне он смешон!

    Тощий немощный Кощей

    Тащит ящик овощей.

    Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт :

    «Висит груша - нельзя скушать» .

    Загадка может представить собой и простое описание предмета, например,

    «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик» .

    Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

    Удивительный ребенок!

    Только вышел из пеленок,

    может плавать и нырять,

    как его родная мать.

    Рыжая плутовка,

    Хитрая да ловкая,

    В сарай попала,

    Кур пересчитала.

    На чужой спине едет,

    на своей груз везёт.

    «Полная горенка гусей да лебедей»

    «Два моря, два горя на крутых

    горах на дуге висят»

    «Конь бежит - земля дрожит»

    Крепка, звонка да отточена.

    Кого поцелует, тот и с ног долой.

    Дразнилки - это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.

    Дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировались дразнилки . Сейчас дразнилка может не только связываться с именем, но и высмеивать какие-либо отрицательные черты характера : трусость, лень, жадность, заносчивость. Впрочем, сохранились и беспричинные дразнилки.

    Ванька-встанька карапуз,

    Надевай большой картуз.

    Каравай съешь хлеба,

    Вырастешь до неба!

    Володя-Володей –

    Полна шапка сухарей.

    Сухари горячие,

    Три копейки сдачи.

    Лешка-лепешка,

    Голова с лукошко,

    Шапка колышком,

    Ноги бревнышком.

    Ленчик-пончик,

    Съел батончик,

    Поросенка и быка,

    Выпил кринку молока,

    Еще клеть поел хлебов,

    Три корзины пирогов.

    Наша Паша тоненька,

    Как ярова соломинка.

    А в лапотки обуется –

    Как пузырь надуется.

    Николай-басурай,

    Полезай на сарай,

    Там комарика дерут,

    Тебе лапку дадут.

    Коля, Коля, Николай,

    Сиди дома, не гуляй.

    Чисти картошку,

    Ешь понемножку.

    Дуня-пышка

    На улицу вышла,

    На кочку села,

    Комарика съела.

    Переклички - это стихи, призванные подражать какому-нибудь явлению природы или животному.

    Тебе поклон послали.

    Какая Маша?

    Свинья наша!

    Ты пирог съел?

    Нет, не я!

    А вкусный был?

    Тит, а Тит?

    Иди молотить.

    Брюхо болит.

    Ходи кашу есть.

    А где моя большая ложка?

    Куды, Фома, едешь,

    Куды погоняешь?

    Сено косить.

    На что тебе сено?

    Коровок кормить.

    На что тебе коровы?

    Молоко доить.

    На что тебе молоко?

    Ребяток поить.

    Скажи : двести.

    Голова в, тесте!

    -Что лучше : вишня или слива?

    Пуговица лишня.

    Я буду рассказывать, а ты говори : «И я тоже.»

    Пошли мы в лес.

    И я тоже.

    Вырубили корыто,

    И я тоже.

    Налили помои.

    И я тоже.

    Свиньи стали ись.

    И я тоже.

    А ты разве свинья?

    «Чей нос?»

    «Мокеев» . –

    «Куда едешь?»

    «В Киев» . –

    «Что везешь?»

    «Рожь» . –

    «Что возьмешь?»

    «Грош» . –

    «Что купишь?» «Калач» . –

    «С кем съешь?» – «Один (а) ». –

    «Не ешь один! Не ешь один!»

    Небылицы - это короткие песенки или стихи, в которых реальные связи явлений и предметов специально нарушены, смещены. В центре внимания небылицы - какая-нибудь невозможная ситуация, за которой, однако, сообразительный человек угадает правильное положение вещей.

    Снег идет! Жара такая! Птицы с юга прилетают! Все вокруг белым-бело - Лето красное пришло!

    Лошадь ехала с рогами, Плыл козёл по мостовой, Семимильными шагами Червячок шёл с бородой!

    Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.

    Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне,

    Топорищем подпоясан,

    Ремень за пояс заткнут,

    Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун!

    Ёжик крыльями махал И как бабочка порхал.

    Заяц сидя на заборе, Громко-громко хохотал!

    Между небом и землей

    Поросенок рылся

    И нечаянно хвостом

    К небу прицепился!

    Лиса по лесу бежала,

    Лиса хвостик потеряла. Ваня в лес пошел, Лисий хвост нашел. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,

    Ваню хвост отдать просила.

    Вы послушайте, ребята, Моей сказки небогатой

    От конька-горбунка и медведя-плясунка : Уж как пестрая свинья на дубу гнездо свила,

    Гнездо свила, детей вывела. Шестьдесят поросят по сучочкам сидят. Поросята визжат, полетать хотят, полетели, полетели! Уж как по небу медведь летит,

    Медведь летит, головой вертит! А несет-то он коровушку, Черно-пеструю, белохвостую! А коровушка летит да хвостищем-то вертит, знай медведю мычит : - Давай вправо! Давай влево! А теперь вот напрямик!

    К общим признакам поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. Поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.

    "Свинья под дубом"

    "Не из храброго десятка"

    "Ни пава, ни ворона"

    "Свистать себе в кулак"

    "Отправился к чёрту на кулички"

    "Не лезет за словом в карман"

    «Свалился как снег на голову» .

    «Бить баклуши»

    «Собака на сене»

    "Когда рак на горе свистнет"

    "После дождичка в четверг"

    "Семь вёрст до небес и всё лесом"

    ПОСЛОВИЦА – представляет собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение.

    «Не красна изба углами - красна пирогами»

    «Чем богаты - тем и рады»

    «Какова хозяйка - таков и стол»

    «Смелый там найдет, где робкий потеряет.»

    «Не поклоняясь до земли и грибка не поднимешь»

    «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

    «Береги нос в большой мороз»

    «Под крепкими ногами [дорожные] камни мягкие"

    Жанры детского фольклора

    Д етский фольклор- область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества. Несмотря на видимые отличия детского фольклора от фольклора взрослых, граница между ними устанавливается в ходе исторического и функционального изучения отдельных жанров. Так, колыбельные песни одними исследователями относятся к детскому фольклору, другие считают их фольклором взрослых, приспособленным для использования в детской среде. Вместе с тем продолжают существовать жанры, которые можно в равной степени отнести и к взрослому, и к детскому фольклору: загадки, песни, сказки.

    Переходя в детскую среду, большинство заимствованных текстов перестраивается в соответствии с особенностями детской психики. Они выполняют как информативную, так и педагогическую и развлекательную функции. Процесс трансформации носит сложный характер. Многие произведения детского фольклора перешли к детям так давно, что память об этом утратилась, другие произведения перешли в детский фольклор недавно. Следовательно, необходимо изучать жанры с учетом их исторического происхождения.

    Традиционно можно выделить два направления, по которым происходит пополнение детского фольклора. С одной стороны, фольклор взрослых приспосабливается к детской среде. С другой, самими детьми создаются произведения, учитывающие специфику мировосприятия ребенка.

    К олыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях.

    Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

    Баю-баюшки, баю,

    Не ложися на краю,

    Придёт серенький волчок,

    И ухватит за бочок,

    И утащит во лесок,

    Под ракитовый кусток

    Там пташки поют

    тебе спать не дадут.

    Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как «Сон», «Дрема», «Угомон».

    Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

    Угомон тебя возьми,
    Угомон тебя возьми,

    Наша детка сладко спи.

    Ходит Сон близ окон,

    Бродит Дрёма возле дома,
    И глядят, все ли спят.

    В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот.

    П риговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: «Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут» (удод); «Чьи вы? Чьи вы? - Вши- вик! Вшивик!» (чибис). К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор.

    * * *

    Пчелка, пчелка, дай нам меда,

    Чтоб полна была колода!

    Будем мы медок едать, приговаривать:

    "Ах, какая наша пчелка работящая!"

    * * *

    Травушка-муравушка,

    Зелена, пахуча - нет тебя лучше!

    На полянке и в лесу

    Не тупи мою косу,

    Сена в зиму запасу

    И коровке принесу!

    * * *

    Бабочка-красавица,

    Что ж тебе не нравится?

    Кружишься, не садишься,

    Чего же ты боишься?

    Вот тебе ладошка,

    Отдохни немножко!

    * * *

    Птичка-птичка - соловей,

    Прилетай к нам поскорей!

    Тирли-тирли-тирли-лей,

    Жить нам станет веселей!

    З агадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение.

    По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник).

    Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

    (Ёж)

    В воде купался, а сух остался.

    (Гусь)

    Двенадцать братьев друг за другом бродят,

    друг друга не обходят.

    (Месяцы)

    Есть семь братьев, годами равные именами разные.

    (Дни недели)

    То черное полотно, то белое полотно закрывает окно.

    (День и ночь)

    Вьется веревка на конце головка.

    (Змея)

    Без рук, без ног ползет. (Червяк)

    П ословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

    Своей силой пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого стяжения синтаксической и лексической формы, призванного закрепить некое содержание; приемы, с помощью которых достигается это стяжение:

    Краткость предложения и частое сочетание неопределенно-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении

    Параллелизм

    Аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание ритмически сжатым

    Все эти приемы помогают обобщить утверждение, поднять его до уровня метафоры, то есть превратить в типический эквивалент практически бесконечного числа ситуаций.

    «Жизнь дана на добрые дела.»

    «Красна речь поговоркой.»

    «На бога надейся, а сам не плошай.»

    «Без углов дом не строится,

    без пословицы речь не молвится.»

    «Мокрый дождя не боится.»

    «Маленький, да удаленький.»

    «На чужой сторонушке рад своей воронушке.»

    «Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.»

    «Трусливому зайке и пенек - волк.»

    «Вся семья вместе, так и душа на месте.»

    «Был бы обед, а ложка сыщется.»

    «Испокон века книга растит человека.»

    П оговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

    Из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущается содержание первоначального текста; это - не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»)

    Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

    «Голод не тётка, пирогом не накормит»

    «Слово не воробей»

    «Яйца курицу не учат»

    «Назвался гру ́ здем - полезай в короб»

    «Ложка дёгтя в бочке мёда»

    «Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт»

    «Дорога ́ ложка к обеду»

    «Да, кудри извилин не заменят!»

    «Друзья познаются в беде»

    «От сумы ́ да от тюрьмы не зарекайся»

    «Нашла коса на камень»

    «Без Бога ни до порога»

    «Целует - значит любит»

    «Бьёт - значит любит»

    Некоторые поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так, например, наравне с общеизвестной пословицей «Бьёт - значит любит» существует и пословица, отражающая народную мудрость «Гладит, значит любит».

    С чита́лки - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором (классификацией) может быть самая простая считалка типа "на первый, второй", результатом которой является разделение первоначального множества объектов на 2.

    Вышел месяц из тумана,

    Вынул ножик из кармана,

    Буду резать, буду бить,

    Всё равно тебе водить.

    ***

    Эники, беники ели вареники,

    Эники, беники съели вареники,

    Эники, беники, хоп!

    Вышел зелёный сироп.

    ***

    Эни, бени, рики, таки,

    Турба, урба, синтибряки,

    Эус, бэус, краснобэус,

    Бац!

    ***

    На золотом крыльце сидели:

    Царь, царевич,

    Король, королевич,

    Сапожник, портной.

    Кто ты будешь такой?

    Говори поскорей,

    Не задерживай добрых и честных людей!

    П отешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

    Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки для самых маленьких детей помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

    Утренние потешки.

    Мы проснулись, мы проснулись.

    Сладко, сладко потянулись.

    Маме с папой улыбнулись.

    Вот проснулись,

    Потянулись,

    С боку на бок

    Повернулись!

    Потягушечки!

    Потягушечки!

    Где игрушечки,

    Погремушечки?

    Ты, игрушка, погреми,

    Нашу детку подними!

    Солнышко, солнышко,

    загляни в окошко.

    Загляни в окошко,

    разбуди Сережку.

    Чтоб денек чуть- чуть был дольше,

    чтобы мы узнали больше,

    чтоб игрушки не скучали,

    а с Сереженькой играли.

    Потешки от слез.

    Не плачь, не плачь,

    Куплю калач.

    Не хныч, не ной,

    Куплю другой.

    Слезы утри,

    Дам тебе три.

    У киски боли,

    У собачки боли,

    А у моего малыша

    Заживи-заживи-заживи.

    У лисы боли,

    У волка боли,

    А у Ванечки

    Боль на веточку

    В лес улети.

    Придет киска неспеша

    И погладит малыша

    Мяу-мяу – скажет киска

    Наша детка хороша.

    Ах, кокля-мокля,

    Глазоньки промокли.

    Кто будет детку обижать,

    Того коза будет бодать.

    Д разнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.

    ***

    Любопытному на рынке

    Прищемили нос в корзинке.

    Любопытному на днях

    Прищемили нос на днях.

    Любопытной Варваре

    Нос на рынке оторвали.

    ***

    Дядя хрюша - повторюша,

    А по имени Индюша.

    Все тарелки облизал,

    А спасибо не сказал!

    ***

    Я скажу тебе на ушко

    Про зеленую лягушку. Никому не говори,

    Потому что это ты.

    ***

    Дядя Степа с длинным носом

    Приходил ко мне с вопросом:

    Как убавить этот нос,

    Чтобы больше он не рос? –

    Вы купите купоросу

    И приставьте его к носу,

    Ковыряйте долотом –

    Нос отвалится потом.

    П рипевки служат отражением картин детской жизни, тесно связанной с окружающей природой. Например, пошли ребята на речку купаться, нашли у воды улитку и стали её уговаривать:

    Улитка, улитка, выпусти рога!

    Дам конец пирога и кувшин творога,

    А не выпустишь рога, забодёт тебя коза.

    Танцевала рыба с раком,

    А петрушка – с пастернаком,

    Сельдерей – с чесноком,

    А индейка - с петухом.

    А морковка не хотела,

    Потому что не умела.

    ***

    Ой лю-лю, тара-ра

    На горе стоит гора,

    А на той горе лужок,

    А на том лужку дубок,

    А на том дубу сидит

    Ворон в красных сапогах

    Во зелененьких серьгах.

    Черный ворон на дубу,

    Он играет во трубу

    Труба точёная,

    Позолоченная

    Утром он в трубу трубит,

    К ночи сказки говорит.

    Сбегаются зверьки

    Ворона послушать,

    Пряничка покушать.

    С короговорки изначально были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились и прочие полезные свойства этой шуточной забавы. Детские скороговорки - сложновыговариваемые фразы, изначально придуманные для развлечения детей. Но вскоре обнаружились и другие полезные свойства этой забавы. Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы дети учились правильному произнесения слов, получая удовольствие от такого процесса. Поэтому картины, которые в них изображены, зачастую вызывают смех и улыбку.

    Малыши очень хорошо воспринимают детские скороговорки. Ведь процесс повторения интересных стишков для них - своего рода игра. В настоящее время, скороговорки используют чтобы процесс обучения стал полезным, но в тоже время веселым и увлекательным.

    Кроме того, они способны исправить дефекты речи у вашего ребенка при их наличии.

    В печурке - три чурки, три гуся, три утки.

    ***

    Бобр Добр для бобрят.

    ***

    Бобры Добры идут в боры.

    ***

    Дятел дуб долбил, да не додолбил.

    ***

    Ехал грека через реку,

    Видит грека - в реке рак,

    Сунул грека руку в реку,

    Рак за руку греку цап.

    ***

    На иве галка,

    На берегу галька.

    Н ебыли́ца - жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического

    содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.

    Небылица - разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»

    Ехала деревня мимо мужика,

    Вдруг из-под собаки лают ворота.

    Выскочила палка с бабкою в руке

    И давай дубасить коня на мужике.

    Крыши испугались, сели на ворон,

    Лошадь погоняет мужика кнутом.



    Три мудреца

    Три мудреца в одном тазу

    Пустились по морю в грозу.

    Будь попрочнее

    Старый таз,

    Длиннее

    Был бы мой рассказ.

    Перевод С. Маршака

    Ч асту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Есть предположение, что название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия - «то, что часто повторяют».

    Текст частушки - обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

    Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

    Частушки сочиняли все - и взрослые и дети .

    *** ***

    Как по саду-огороду Я гусыня бедная,

    Любит козочка гулять. Как копейка медная.

    После этого похода По селу хожу босая,

    Урожая не собрать! Пух на зиму запасаю.

    *** ***

    Я сидела на печи, У меня на сарафане

    Сторожила калачи. Петушки да петушки

    А за печкой мышки В целом мире нету краше

    Сторожили пышки. Моей милой бабушки!


    Поленился утром Вова Сидит Лешка за столом

    Причесаться гребешком, Ковыряется в носу

    Подошла к нему корова, А козявка отвечает:

    Причесала языком! Все равно не вылезу!

    *** ***

    Стала вдруг душить рубаха. Петя ловко ловит рыбу

    Чуть не умер я от страха. Может плотик смастерить,

    Потом понял: "Е-мое! Только "здравствуй" и "спасибо"

    Я же вырос из нее!" Не умеет говорить!

    *** ***

    Говорю я в шутку Коле: Утром маме наша Мила

    Ты, Коль, оборотень, что ли? Две конфетки подарила.

    Зарычал он, хвост поджал, Подарить едва успела,

    В лес дремучий убежал. Тут же их сама и съела.

    ***

    Шли навстречу Толя с Колей,

    Сто бутылок волоча.

    Говорят, они искали

    Старика Хоттабыча!

    ***

    Любят маленькие детки

    Всевозможные конфетки.

    Кто грызет, а кто глотает,

    Кто за щечкою катает.

    ***

    По-геройски Лена с ленью

    Воевала целый день,

    Но, к большому огорченью,

    Победила Лену лень.

    ***

    Плохо жить на свете

    Пионеру Пете -

    Бьeт его по роже

    Пионер Серeжа!

    З аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

    Дождик, дождик, веселей

    Капай, капай, не жалей!

    Только нас не намочи!

    Зря в окошко не стучи.

    ***

    Дождик, дождик,

    Кап, кап, кап,

    Замочи дорожки,

    Все равно гулять пойдем.

    Мама, дай галошки!

    ***

    Радуга-дуга,

    Не давай дождя,

    Давай солнышко,

    Красно ведрышко.

    ***

    Гром гремучий,

    Тресни тучи,

    Дай дождя

    С небесной кручи.

    ***

    Дождик, лей, лей, лей!

    Будет травка зеленей,

    Вырастут цветочки

    На зелененьком лужочке.

    П естушка – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушка – небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребенка. От этого слова и произошло понятие «пестовать», но им сегодня уже никто не пользуется. Да и пестушками стишки не называют, хотя они остались, и их постоянно используют родители. В старину считалось, что пестушка не только развивает ребенка, но и укрепляет его здоровье, синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и самой Природы. Найдите в этом разделе самые интересные пестушки и почитайте своим детям. Им это обязательно понравится.

    ***

    Большие ноги

    Шли по дороге:

    Топ, топ, топ,

    Топ, топ, топ!

    Маленькие ножки

    Бежали по дорожке:

    Топ, топ, топ, топ,

    Топ, топ, топ, топ!

    Ручки-ручки - потягушки

    И ладошки - похлопушки.

    Ножки-ножки - топотушки,

    Побегушки, попрыгушки.

    С добрым утром, ручки,

    Ладошки и ножки,

    Щёчки-цветочки - Чмок!

    ***

    Ой качи, качи, качи!

    В головае-то калачи,

    В ручках прянички,

    В ножках яблочки,

    По бокам конфеточки,

    Золотые веточки!

    Содержание

    Детский фольклор………………………………………………1

    Колыбельные песни……………………………………………...2

    Приговорки……………………………………………………...3

    Загадки……………………………………………………….....4

    Пословицы………………………………………………………5

    Поговорки……………………………………………………….6

    Считалки………………………………………………………..7

    Потешки………………………………………………………..8

    Дразнилки……………………………………………………..10

    Припевки………………………………………………………11

    Скороговорки…………………………………………………..12

    Небылицы……………………………………………………..13

    Частушка……………………………………………………...14

    Заклички………………………………………………………16

    Пестушки……………………………………………………...17