• Игры в развитии детей 3 4 лет. Дошкольное образование

    Игры, в которые наши воспитатели играют с детьми в детском саду, не требуют большой наглядности, а картинки, книжки, журнальные вырезки найдутся в каждом доме.Поэтому, мы вам, уважаемые родители, предлагаем создать дома свою «лекотеку» - игры и упражнения, в которые можно играть с ребенком всюду, дома, на прогулке, предложить их в гостях - детской или взрослой аудитории.


    Вот эти игры предназначены малышам от 3 до 4 лет:

    «Хорошо - плохо»

    Игра должна стать повседневной для каждой семьи, т.к. она постепенно, без напряжения учит ребёнка видеть противоречия в мире природы: зимой -хорошо - можно кататься на санках, но зимой- плохо - холодно; снег - хорошо - можно слепить снежную бабу, но снег - плохо - от снега мёрзнуть пальцы и т.д. (и так, о любом природном явлении или объекте, доступном пониманию малыша).

    «Волшебник Оживлялка»

    Волшебник Оживлялка может рассказать ребёнку от имени дерева или цветка, или травинки о его жизни, - что любит дерево или цветок, чего боится, чем он помогает людям. «Волшебная дорожка»Нарисуйте на песке или на листке дорожку, разделив её на три части, и рассмотрите с её помощью любой живой объект, растение:маленькое дерево (с тоненьким стволом) - молодое дерево (ствол не очень толстый) - старое высокое дерево (с толстым стволом).Животное: маленький котёнок - котёнок побольше - взрослый кот. Цветок: бутон у розы - роза расцвела - роза завяла. «Части - целое»Взрослый называет части, а малыш узнаёт загаданный объект:- Мягкие лапки, пушистая шёрстка, хвостик.- Это лиса.- Похоже, но я загадала не лису. Скажу ещё, что это животное любит молоко.- Это кошка.Взрослый:- А ещё! Сам большой, уши большие, хобот - нос длинный…- Это слон.

    Второй вариант игры - взрослый и ребёнок меняются ролями: ребёнок называет части, а взрослый - целое. При этом желательно, чтобы взрослый не сразу догадался о ком идёт речь, провоцируя ребёнка назвать как можно больше его характерных признаков, повадок.

    «Почемучка»

    Взрослый на первом этапе объясняет причину и следствие. Например, если собаке положить ладошку в пасть, она может укусить? Зимой нельзя есть снег и сосульки - заболит горло. Без панамки нельзя ходить в жару - будет болеть голова и т.д.На втором этапе взрослый приглашает к этому действию малыша; при этом он не может назвать следствия, а у ребёнка спросить причину. Например, собака укусит, если… (её дразнить, совать ладошку в пасть - отвечает ребёнок)

    «На что похоже?»

    Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

    «Кто такой же?»

    У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).- А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).- Кто ещё кусается как собачка?- Кто ещё любит молоко как кашка?- Кто ещё маленький как воробышек?Как вариант игры - можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие.

    Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая. «Найди друзей» Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик - колючая ёлка; зелёный листок - зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т.д. Колючий - ёжик, ёлка, иголка. Зелёный - листок, лягушка, кузнечик, огурец.Круглый - мячик, солнце, яблоко, воздушный шар. Холодный - снег, лёд, мороженое.

    «Угадай, кто я?»

    Взрослый имитирует движения, жесты, голос различных животных, но только тех, кого ребёнок в состоянии узнать (собака, кошка, волк, лошадь, поросёнок, корова, петух, гусь и др.) На втором этапе необходимо побуждать малыша самого к подобной имитации, а взрослый обязательно поощряет и подыгрывает ему. «Фотоальбом»Пользуясь тем, что малыши часто любят рассматривать фотографии, превратите это занятие в ненавязчивое обучение в форме игры.

    1 вариант. Для того чтобы проследить генетическую линию какого-либо члена семьи. Вместе с ребёнком разложите фотографии от младенческих, детских до взрослых, а может быть, даже до старческого возраста, обязательно при этом отмечая, как менялся изучаемый человек с возрастом. Затем, перемешайте фотографии и предложите ребёнку попытаться выложить их в той же последовательности, но самостоятельно.

    2 вариант. По ходу рассматривания фотографий членов семьи обязательно называйте, кем он ребёнку доводится (бабушка, дедушка, дядя, тётя).

    3 вариант. Выкладывая фотографии членов семьи в различном порядке каждый раз вместе с ребёнком называйте их функции:- Мама что обычно делает?-Учит детей в школе, стирает, гладит, варит еду…- Папа что делает?- Делает машины на заводе, ремонтирует игрушки, смотрит телевизор…- Брат что делает?- Ходит в школу, делает уроки, играет, помогает маме…

    4 вариант. Уточните, где сделан снимок…- Видишь, это мы во дворе, а это в лесу, а это на речке, а это бабушки дома… «Что для чего?»Взрослый:- Где у тебя ротик? А для чего тебе нужен ротик?- Чтобы кушать, пить сок, грызть орешки, откусывать что-нибудь, разговаривать.- А ещё он тебе помогает петь. А ещё?- А ещё плакать, кричать, смеяться.И так про глаза, уши, нос, руки, ноги, живот.

    «Угадай, какое настроение»

    Взрослый показывает ребёнку фотографии его самого, где он смеётся, плачет, задумчиво смотрит, хитро улыбается, сердится и называет эти состояния сначала в форме глагола (ты здесь плачешь, смеёшься, грустишь, радуешься…), а затем в форме прилагательного (ты здесь грустный, весёлый, задумчивый, хитрый…)Далее взрослый предлагает рассмотреть книги с иллюстрациями, на которых изображены животные (злой тигр, волк; испуганный заяц, хитрая лиса, весёлый щенок…) и предлагает назвать их настроение в глагольной форме (волк сердится, злится).После взрослый предлагает ребёнку: «Давай покажем, как мы радуемся, сердимся, грустим», - и побуждает ребёнка к мимическому воспроизведению эмоций.

    «Волшебные очки»

    1 вариант. Страунинг А.М. - формирует у ребёнка способность различать предметы по форме; - развивает внимание, способность к анализу и синтезу. Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки определённой формы - круглой, квадратной, треугольной. При этом требуется найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

    2 вариант. Железнова С.В. - вырезать из цветного картона красные, зелёные, жёлтые очки; - упражнять ребёнка в на хождении предметов основных 4-х цветов. Одевая очки разного цвета, нужно вначале вместе с ребёнком, а затем самостоятельно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент одеты очки. «Что такое же?» Развивает способность к аналитико-синтетической деятельности; - обогащает словарь прилагательными.) Взрослый берёт любой предмет, определяет одно или несколько свойств предмета (поочерёдно) и вместе с ребёнком сначала находить подобный по заданному свойству объект.Взрослый:- У меня лимон, он жёлтый. Давай найдём с тобой ещё что-нибудь жёлтое (яблоко, шарик, кубик, платьице у куклы, карандаш).- А теперь найдём что-нибудь мягкое, такое же на ощупь, как плюшевый мишка…

    «Что умеет делать?»

    1 этап. Взрослый называет ребёнку предмет (обязательно показывая на него или на картинку с его изображением) и спрашивает, что он умеет делать. Например,- Вот машина. Что она умеет делать?- Ездить, сигналить, возить, рычать…- Карандаши. Что они умеют делать?- Рисовать, делать дырку в бумаге…

    2 этап. Ребёнок сам называет предметы и определяет их функцию. Необходимо помимо основной функции предмета назвать и дополнительную (возможно в шутку).

    Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека

    Игры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет

    Игра «Кто где спит».

    Цели: развивать умственные способности, представления об основных геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия подбора по образцу.

    карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).

    Описание: дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков. Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными. Например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.

    Игра «Бесконечная классификация».

    Цель : развивать навыки классификации, внимание, память.

    : карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.

    Описание : выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый - гладкошерстный, хищник - травоядный, плавает - не плавает, прыгает - не прыгает и т. д.

    Игра «Во саду ли, в огороде...».

    Цели:

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).

    Описание : предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

    Игра «Что положим в холодильник?».

    Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.

    Описание : рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится. «Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду - перед посудным шкафом».

    Игра «Найди картинку».

    Цель : развивать память, внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия : картинки одинакового формата с различными изображениями.

    Описание : показать ребенку картинку. Он должен внимательно рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить все картинки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он уже видел.

    Игра «Загадай картинку».

    Цель : развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

    Описание: выложить несколько картинок с разными изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Предложить ребенку выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задать ребенку вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т. д.». Предложить поменяться ролями: педагог загадывает картинку, а ребенок задает вопросы.

    Игра «Что я делаю?».

    Цель: развивать внимание, воображение.

    Описание: предложить ребенку поиграть в интересную игру: педагог имитирует определенные действия, а ребенок должен угадать, что под этим подразумевается. Например: педагог складывает пальцы так, будто держит карандаш и водит рукой по воображаемой бумаге. Ребенок должен догадаться, что «рисует» или «пишет» педагог. Следует показывать простые, доступные пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т. п.). Затем поменяться ролями.

    Игра «Кто это делает».

    Цель : развивать речь, наблюдательность, логическое мышление.

    Описание : предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)

    Игра «У кого это есть».

    Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.

    Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.

    Игра «Дает корова...».

    Цель : развивать внимание, память.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

    Описание : разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

    Игра «Узкое - широкое».

    Цели : познакомить с понятиями «узкое - широкое»; развивать навыки сопоставления.

    Игровой материал и наглядные пособия : два мяча разного размера.

    Описание: предложить ребенку прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделать две полосы - одна для маленького мяча, другая - для большого. Прокатить маленький мяч по широкой дорожке, затем попробовать прокатить большой мяч по узкой дорожке. Побудить ребенка объяснить, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в активный словарь ребенка понятия «узкая - широкая». Экспериментировать: провести по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщить: широкая дорожка - для больших игрушек, узкая - для маленьких.

    Игра «Сравнение величин».

    Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

    Описание : предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

    После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим - широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.

    Игра «Как же их отличить?».

    Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

    Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

    Описание: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

    Игра «Подбери елку».

    Цель : развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше - ниже», речь.

    Игровой материал и наглядные пособия : елки (вырезанные из бумаги) разного размера.

    Описание : нарисовать домик. Рассказать ребенку про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразить сугробы. Пояснить, что скоро будет Новый год. А значит, обязательно нужна елочка: «Помоги подобрать такую елочку, чтобы она уместилась в домике». Елочки разместить на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, показать ему, как можно сравнить размер елочки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елочки, комментировать: «Нет, эта елочка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместится. А эта елочка - слишком маленькая, она ниже домика».

    Игра «Разве так бывает?».

    Цель: помочь изучить категорию «выше - ниже».

    Описание: нарисовать многоэтажный дом, рядом - деревенский дом такого же размера. Поинтересоваться у ребенка, возможно ли, чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выяснить, почему этого не может быть (много этажей - один этаж), значит, многоэтажный дом выше, а деревенский - ниже.

    Игра «Чем они похожи?».

    Цель : развивать внимание, наблюдательность.

    Описание : показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем - чем они отличаются. Например: «Рассмотри мяч и кубик одного цвета». Общее: оба предмета являются игрушками, оба - одного цвета. Отличия: мяч - круглый, кубик - квадратный, мяч - большой, кубик - маленький. Усложняя игру, показать ребенку предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.

    Игра «Товарный поезд».

    Цель: развивать логическое мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).

    Описание : предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

    Игра «Угадай, о чем я говорю».

    Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.

    Описание: предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

    Игра «Что бывает...».

    Цель : развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.

    Описание : педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.

    Игра «Что на что похоже».

    Цель: развивать навык сравнения.

    Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.

    Игра «Покажи дорожку».

    Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление.

    Описание : нарисовать в разных местах небольшие изображения животных и в отдалении от них - то, что эти животные употребляют в пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть морковка или капуста, медведь - бочонок с надписью «Мед», мышь - сыр и т. п. Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди - одежда», «Звери - жилище», «Дерево - лист» и т. п. Для усложнения задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов, объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.

    Поскольку ребенок становится все более активным и выносливым. Его начинают интересовать совместные игры со сверстниками, малыш стремится продемонстрировать свои умения и достижения другим людям. Он хочет соревноваться в своих навыках со сверстниками, хотя еще не вполне готов к таким играм, т. к. не умеет проигрывать.

    Задача родителей в этот период — поддержать стремление ребенка к подвижным играм, общению с другими детьми и обеспечить условия для физического развития ребенка (например,).

    Хотя игровая деятельность является естественной для ребенка дошкольного возраста, дети в возрасте 3-4 лет еще не в состоянии самостоятельно придумывать игры и воплощать их в жизнь. Им необходима помощь взрослого, чтобы:

    • накопить опыт конкретных игр,
    • научиться соблюдать правила во время игры,
    • приобрести определенные навыки (ловить мяч, спрыгивать с высоты и т. д.),
    • чередовать периоды активных нагрузок и отдыха.

    Психологи рекомендуют выстраивать режим дня ребенка таким образом, чтобы у него был минимум 1 час неструктурированной физической активности (ребенок самостоятельно бегает, прыгает) и 1 час структурированной физической нагрузки (игры, физкультминутки, различные комплексы упражнений), которую обеспечивает взрослый.

    Подвижные игры для детей 3 — 4 лет на улице

    «Медведь»

    Дети считаются и выбирают, кто будет медведем. По двум противоположным сторонам площадки чертят линии: за одной линией – берлога медведя, за другой – дом детей. Середина площадки – опушка леса. Дети выходят из своего домика и идут на опушку собирать ягоды со словами:

    У медведя во бору,

    Грибы, ягоды беру,

    А медведь не спит,

    Все на нас рычит.

    На слове «рычит» медведь выбегает из своей берлоги и ловит детей. Дети убегают в свой домик. Игра повторяется. Когда медведь поймает 2 – 3 детей, медведя меняют.

    Полоса препятствий

    Ваш ребенок уже уверенно катается на трехколесном велосипеде или самокате? Отлично, пора совершенствовать его навыки управления новым транспортным средством. Соорудите полосу препятствий из пластиковых бутылок, деревянных брусков и игрушек, которые ребенок должен объехать. Рядом с препятствием нарисуйте стрелочку, в какую сторону поворачивать, чтобы малыш тренировался объезжать предметы с разных сторон. вы найдете в этой статье.

    После успешного прохождения всех препятствий вручите победителю приз.

    Классики

    Популярная игра, которая отрабатывает меткость и ловкость. Ребенок 3 – 4 лет еще не умеет уверенно прыгать на одной ноге, поэтому кидаем биту, прыгаем на двух ногах, забираем биту и возвращаемся. Тот, у кого бита попала на линию или вылетела за пределы классиков, пропускает ход.

    Поиски игрушек

    Рисуете на асфальте табличку на 4 – 6 ячеек, в зависимости от количества игрушек, и в каждой ячейке схематично изображаете то, что нужно найти. Малыш закрывает глаза и вы быстро прячете игрушки на площадке. Ребенок ищет предметы и раскладывает их по соответствующим ячейкам. Если детей несколько, то чертим несколько табличек. В конце игры проверяем соответствие рисунка и игрушки.

    «Сардины в банке» или прятки наоборот

    Предложите ребенку сыграть в прятки наоборот. Ведущий прячется, а остальные пытаются его отыскать. Когда кто-то находит ведущего, то присоединяется к нему и они вдвоем сидят в тайнике. Под конец в тайник набивается столько человек, что они находятся там как «сардины в банке» — отсюда и название. Последний, кто находит тайник, становится ведущим.

    «Кот и мыши»

    Если на есть лесенки для лазания, то можно поиграть в такую игру. Дети – «мышки» располагаются на 2 – 3-ей ступеньке лесенки – это мышиные домики. Кот (взрослый) дремлет в углу площадки. Мыши спускаются, бегают, кружатся. Взрослый говорит:

    Тише мыши, не шумите,

    Кота Ваську не будите!

    Вот проснется Васька кот,

    Разобьет ваш хоровод!

    На слове «хоровод» мыши бегут обратно на лесенку, а кот их ловит. Ловить можно только до черты, которую проводят за 2 шага до лесенки. Тот, кого поймали, становится котом.

    Поезд

    Дети выстраиваются паровозиком и начинают движение, приговаривая «чух-чух-чух». Взрослый исполняет роль «регулировщика». Он называет загорающиеся цвета семафора, ставит шлагбаум, отдает команды — «поворот направо», «поворот налево», «быстро», «медленно» и т.д. В этой игре нужно периодически менять «паровоз» — первого игрока, который отвечает за правильную трактовку команд регулировщика, чтобы каждый мог потренироваться в и ориентации на местности.

    Лягушка и цапля

    На асфальте рисуем большое озеро с неровными краями и кочками. Один игрок – лягушка сидит в озере. Он может перемещаться только по воде. Второй игрок – цапля перемещается только по суше (по берегу и кочкам). Задача цапли поймать лягушку, которая скачет по всему озеру. Если лягушку поймали, то она становится цаплей.

    Африканская река

    На асфальте рисуем реку (2 линии) или кладем 2 шнура. В реке водятся крокодилы, а на берегу может подстерегать опасность – лев. Ребенок – зебра, которая пришла на водопой. Мама говорит, какая опасность её подстерегает: если крокодил, то надо выпрыгнуть от него на берег, если лев – то наоборот, спрятаться от него в воде. Когда малыш усвоит правила, можно пробовать его запутать, говоря подряд одну и ту же команду.

    Паук

    Чертим круг диаметром 2 метра – это паутина. В середине сидит паук (один игрок), а вокруг паутины летают и бегают мелкие насекомые (от 1 до 5 игроков). Они дразнят паука, близко подходя к кругу, протягивают руки, но стараются увильнуть от паука, который бегает по краю паутины, стараясь поймать жертву. Если паук поймал другого игрока, то они меняются местами.

    Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

    Цветные «наперегонки»

    Рисуем линию старта. Считалкой определяем игрока, который первым загадывает цвет. Этот игрок называет цвет, и оба бегут к любым предметам нужного цвета и возвращаются обратно. Кто прибежал первым на линию старта, тот загадывает следующий цвет.

    Не забывайте про такие веселые игры на улице как:

    • догонялки,
    • запуск воздушного змея,

    и ваши прогулки будут наполнены физической активностью, положительными эмоциями и радостью от совместного времяпрепровождения.

    — это отличная возможность для подвижных игр с детками 3-4 лет, которую вы сможете реализовать в ближайшее время, воспользовавшись идеями игр из статьи.

    Подвижные игры с детьми 3 — 4 лет дома

    Собери урожай

    Ставим 5 кубиков друг за другом на расстоянии 1 метр. Перед кубиками ставим корзину, а за ними кладем овощи и фрукты (игрушечные или настоящие). Задача ребенка собрать урожай, перепрыгивая через кубики с высоко поднятыми коленями. За 1 раз можно принести только 1 продукт.

    Времена года

    Предварительно обсудите с ребенком, какие времена года он знает и их признаки. Во время игры один игрок называет время года, а второй показывает пантомиму «Что люди делают в это время года». Например, зимой – играют в снежки, катаются на санках, коньках; весной – нюхают цветы, идут на парад, вскапывают огород; летом – плавают в реке, играют в песке, загорают; осенью – выкапывают и срывают урожай, гребут листья граблями и т.д.

    Дорожка домой

    Рисуем дорожку шириной 40-50 см. (или кладем по бокам 2 веревки). Скажите, что малыш-лошадка, которая ускакала далеко от своей деревни и ей пора домой. Но дорога к дому предстоит трудная, нужно слушать внимательно и правильно выполнять все движения. Мама говорит:

    • Ровная дорожка – идем шагом;
    • Кочки, ухабы – прыгаем на 2 ногах;
    • В ямку «бух» — приседаем на корточки.

    Можно говорить команды вразнобой или использовать потешку для игры:

    Ехал мальчик маленький

    На лошадке серенькой.

    По ровненькой дорожке,

    По ровненькой дорожке,

    По кочкам, по кочкам,

    По ухабам, по ухабам.

    В ямку «Бух!»

    Достань перышко

    Натягиваем веревку на 10 см выше поднятых вверх рук ребенка. Привязываем там несколько перышек (настоящих или из бумаги). Просим малыша оттолкнуться 2 ногами и подпрыгнуть так высоко, чтобы 2 руками дотронуться до перышка.

    Перышки можно заменить липкими стикерами с веселыми и грустными рожицами. Тогда задача малыша – собрать как можно больше стикеров со смайликами.

    Вы можете расширить игру и поиграть в салки с условием. Если игрок дотрагивается до перышка, то его нельзя осалить в течение 3 счетов. Если висят стикеры, то только смайлик дает такое преимущество.

    Солнечный зайчик

    Подходит для игры дома и на улице, где много разноцветных предметов. Малыш – солнечный зайчик, который может изменять свой цвет. Если он попадает на свой цвет, то становится невидимым. Мама говорит: «Лиса ищет розового зайчика». Малыш должен подбежать к предмету розового цвета и прикоснуться к нему. Если ребенок не находит предмет нужного цвета, то лиса замечает зайчика, старается догнать его и съесть.

    Хитрый лис

    Охотник хочет поймать лиса, который притаился в своей норе. Игрок – лис отворачивается, чтобы не видеть охотника. Охотник бесшумно подкрадывается к нему сзади, чтобы хлопнуть по спине – это означает, что лис пойман. Лис может в любой момент повернуться и тогда охотнику нужно замереть, чтобы остаться незамеченным. Если охотник пошевелился, то лис его замечает и игра начинается заново. Если лиса поймали, то игроки меняются местами.

    И еще несколько простых идей для организации подвижных игр с детьми дома:

    1. Танцы. Для этого достаточно включить любую веселую мелодию и . Не оставайтесь в стороне, показывайте движения, а малыш их будет повторять. Так вы сможете регулировать сложность выполняемых па, да и сами разомнетесь. Добавьте ленты или шарфы, и ваши танцы станут еще интересней.
    2. Полоса препятствий. Устройте дома полосу препятствий из диванных подушек, стульев, массажной дорожки, веревки, натянутой на высоте 30 см над полом и отправляйтесь в увлекательное путешествие
    3. Бой. Устройте бой мягкими кубиками или мягкими игрушками. Задача одного игрока попасть, а другого увернуться. Веселье вам гарантировано.
    4. Фонарик. Поиграйте с фонариком. Направляйте свет от фонаря на стену или пол, а ребенок пусть ловит «солнечного зайчика» руками или ногами.
    5. Шарады. По очереди с ребенком показывайте различных животных: как двигается, какие звуки издает. Кто больше животных отгадает?
    6. Заморозить фигуру. Это вариация известной игры «Море волнуется раз…». Под музыку или песенку ребенок бегает по комнате, а когда музыка замолкает, ребенок должен застыть в фигуре животного, птицы, рыбы, цветка и.т.д. (тема фигуры обсуждается заранее). Ведущий отгадывает, кого же изобразил игрок, а потом меняются местами.

    А вот физкультминутка, с помощью которой вы сможете разнообразить деятельность малыша, если он всерьез увлекся малоподвижными играми:

    Веселых игр и гармоничного развития вашему малышу!

    А в какие подвижные игры играете вы с ребенком дома и на улице? Расскажите в комментариях!

    Людмила Савельева

    Подвижные игры для детей 3-4 лет (Вторая младшая группа )

    Цель : Научить детей становиться в круг , делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

    Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят :

    Раздувайся, пузырь,

    Раздувайся большой,

    Оставайся такой,

    Да не лопайся.

    Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг.

    Он летел, летел, летел

    И на ветку налетел.

    Пш-ш-ш, и лопнул!

    После последних слов все дети опускают руки и присаживаются на корточки. Игру можно повто ить 3-4 раза.

    "СОЛНЫШКО И ДОЖДИК"

    Цель : Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя

    Дети встают по кругу.

    Смотрит солнышко в окошко,

    Светит в нашу комнатку. Идут по кругу.

    Мы захлопаем в ладоши,

    Очень рады солнышку. Хлопают стоя на месте.

    Топ-топ-топ-топ!

    Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на месте.

    Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

    Хлоп-хлоп-хлоп Ритмично хлопают в ладоши,

    На сигнал «Дождь идет, скорей домой!» дети убегают. Затем педагог говорит : «Солнышко светит!» , - игра повторяется .

    «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»

    Цель : Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

    Дети становятся в круг, педагог с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносят слова :

    Мой веселый звонкий мяч

    Ты куда помчался вскачь

    Красный, жёлтый, голубой,

    Не угнаться за тобой.

    По окончанию слов педагог подбрасывает мячи вверх так, что бы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.

    «РОВНЫМ КРУГОМ»

    Цель : Развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, внимание.

    Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят :

    «Ровным кругом друг за другом

    Мы идем за шагом шаг, стой на месте!

    Дружно вместе сделай вот так!»

    По окончанию слов останавливаются и повторяют движения , которые показывает педагог, например, повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.

    «САМОЛЁТЫ»

    Цель : Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

    Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту» , показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать» . Воспитатель говорит : «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети дела-ют вращательные движения руками перед грудью и произносят звук : «Р-р-р» . После сигнала воспитателя : «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя : «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

    "НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА"

    Цель : Учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей , помогать им.

    Дети изображают «цыплят» , педагог - «наседку» .

    На одной стороне площадки огорожено веревкой место - «дом» , где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см).

    Наседка переступает через веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят : «Ко-ко-ко-ко» . По этому сигналу все цыплята перелезают через веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

    Когда педагог говорит «большая птица» , все цыплята бегут домой.

    Педагог говорит «большая птица» только после того, как все дети перешагнули через веревку и не-много побегали по площадке.

    "ВОРОБУШКИ И КОТ"

    Цель : Учить детей мягко спрыгивать , сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными , занимая место, не толкать товарище

    Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это - «воробышки на крыше» или в «гнездышках» . Поодаль сидит «кошка» , роль которой исполняет один из детей . Педагог говорит : «Воробышки полетели» . Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом» .

    "ЛЯГУШКИ"

    Цель : Учить детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

    Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площад-ки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, педагог говорит следующие стихи :

    Вот лягушки по дорожке

    Скачут, вытянувши ножки,

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

    Скачут, вытянувши ножки.

    Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек» . По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек) ; лягушки прыгают в «болотце» - перепрыгивают через черту - и тихонько присаживаются на корточки. При повторении игры роли меня-ются .

    "ШИРЕ ШАГАЙ"

    Цель : Упражнять в ходьбе по ограниченной площади,прыжке,приучать действовать по сигналу

    На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи (пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60 см, в каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до кон-ца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

    Правила : идти с промежуточным шагом в обруче, но, не выходя за его края, не задевать за обручи.

    «МЫШИ И КОТ»

    Цель : Учить детей бегать легко , на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

    Дети-«мышки» сидят в «норках» - на стульчиках или скамейке, поставленной вдоль одной стены комнаты, или по сторонам площадки; в одном из углов площадки сидит «кошка» , роль которой исполняет педагог. Кошка засыпает, и только тогда мышки разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает и начинает ловить мышат, которые бегут в свои норки и занимают свои места на стульчиках. После того как все мышки вернулись на свои места, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает и игра повторяется .

    «ПОЕЗД»

    Цель : Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

    Дети стоят в колонне по одному по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне - «паровоз» , остальные «вагоны» . Педагог дает гудок, и дети начинают двигаться вперед; вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении могут произносить звук «чу-чу-чу» ). «Поезд подъезжает к станции» , - говорит педагог. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.

    Педагог регулирует темп, направление и продолжительность движения детей .

    Первое время педагог сам ведет колонну, а затем ставит впереди более активного ребенка.

    «ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ»

    Цель : Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

    В разных концах площадки или сторон комнаты устанавливается 3-4 «гнезда» (можно поставить стульчики, положить обручи или начертить большие круги) . Дети-«птицы» размещаются в гнездах. По сигналу педагога птицы вылетают из своих гнезд и разлетаются по всей площадке. Педагог «кормит» птиц то на одной, то на другой стороне площадки. Дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм) . После слов педагога «Птицы в гнезда!» дети бегут на свои места.

    «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

    Цель : Развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге .

    На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 3-2 шагов от нее, очерчивается место для медведя. На противоположной стороне обозначается линией «дом детей » . Педагог считалкой выбирает медведя. Педагог говорит : «Идем гулять» . Дети идут и говорят слова :

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды бегу,

    А медведь не спит,

    Все на нас рычит.

    Медведь должен сидеть на своем месте. Когда играющие произносят последнее «рычит» , медведь с рычанием встает и догоняет детей , которые бегут к себе «домой» . Пойманного, медведь ведет к себе.

    После того как медведь поймает 3-2, выбирается новый медведь.

    «ЛОХМАТЫЙ ПЕС»

    Цель : Учить детей

    Один из детей изображает «пса» . Остальные дети тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова :

    Вот лежит лохматый пес,

    В лапы свой уткнувши нос.

    Тихо, смирно он лежит,

    Не то дремлет, не то спит.

    Подойдем к нему, разбудим

    И посмотрим, что-то будет.

    Пес вскакивает, начинает лаять - дети разбегаются. Пес пытается их догнать. Когда все дети разбе-гаются и прячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим .

    «ОГУРЕЧИК»

    Цель : Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бе-гать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

    В одном конце площадке – педагог-«ловишка» , в другом дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах проговаривая слова :

    Огуречик, огуречик,

    Не ходи на тот конечик :

    Там мышка живет,

    Тебе хвостик отгрызет.

    По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

    «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»

    Цель : Учить детей

    Дети получают флажки 3-4 цветов : одни - красного, другие – синего, третьи – желтого, и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты. В каждом углу педагог ставит на подставке цветной флажок (красный, синий, желтый) .

    По сигналу педагога «Идем гулять!» дети расходятся по площадке группками или в одиночку . По сигналу педагога «Найди свой цвет!» дети бегут к флажку соответствующего цвета.

    «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

    Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать лов-кость

    Для игры нужно приготовить флажки по количеству детей . Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу педагога дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.

    В игре должно принимать нечетное количество детей , чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят :

    Ваня, Ваня, не зевай себе пару выбирай.

    Затем по удару бубна дети опять разбегаются, игра повторяется .

    «ТРАМВАЙ»

    Цель : Учить детей двигаться парами , согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение

    Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадке в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободной рукой они держат шнур, концы которого связаны (один держит правой рукой другой левой) . Педагог находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага (круга, карточки) – желтый, красный, зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут, трамвай двигается. Добежав до педагога, дети смотрят, не сменился ли цвет флага : если поднят зеленый, движение продолжается, если появился желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться.

    «ЛОШАДКИ»

    Цель : Учить детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

    Дети становятся парами. В паре один – «лошадка» . Другой – «возчик» . Используются вожжи, или дети держат друг друга за поясок. Воспитатель говорит :

    Поехали, поехали, с орехами, с орехами

    К дедке по репку, по пареньку,

    по сладеньки, по горбатеньки.

    С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под проговаривание педагога : «Гоп, гоп» , бегут до тех пор, пока воспитатель не скажет : «Тпру- у» .

    «КОННИКИ»

    Цель : Учить детей бегать , не наталкиваясь друг на друга, ускорять или замедлять движения, ориен-тироваться в пространстве.

    Группа детей становится у одного края площадки. Педагог дает каждому палку длинной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга, и не задевать предметы, оборудование находящиеся на площадке.

    Во время игры педагог может предложить детям двигаться быстрее или медленнее в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования.

    «ТАКСИ»

    Цель : Учить детей двигаться вдвоём , соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.

    Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1м, держат его в опущенных руках : один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель так-си, второй – пассажир . Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

    Одновременно могут играть 2-3 пары детей , а если позволяет площадь, то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, педагог может дать задание бегать в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

    «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

    Цель : Учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

    Дети - зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу педагога : «Волк идет!» - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой тест :

    Зайки скачут, скок-поскок,

    на зеленый на лужок.

    Травку щиплют кушают.

    Осторожно слушают,

    Не идет ли волк.

    Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием слов появляется волк и начинает ловить зайцев.

    «КРОЛИКИ»

    Цель : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании , в беге и приседанию.

    В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сидениями внутри полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети становятся за спинками стульев, по указанию педагога они присаживаются на корточки - кролики сидят в клетках. Педагог – «сторож» подходит к клетке и выпускает кроликов на лужок : дети один за другим выползают из-под стульев, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу педагога «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

    Педагог должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать их спи-нами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или, положенные на сиденья стульев палки, рейки.

    «НЕ ОПАЗДЫВАЙ»

    Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать лов-кость, внимание.

    Педагог раскладывает на полу кубики. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу «Не опаздывай!» бегут к кубикам. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному предмету, постепенно они привыкают занимать свое место. При повторении игры можно предложить детям бегать как лошадки.

    Во время игры педагог следит , чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.

    «КУРЫ В ОГОРОДЕ»

    Цель : Развивать координацию движений, быстроту реакции; упражнять в беге, приседании и подлезании.

    Посередине площадки ограничивается большое пространство – огород. С одной стороны сторожа, с другой – курятник, в нем «куры» - дети. Роль сторожа выполняет педагог или один из детей . По сиг-налу «Куры гуляют» дети подлезают под шнуры, ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож заме-чает кур в огороде и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая «кыш-кыш» . Куры убегают, подлезают под шнур, прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

    «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»

    Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать быстроту, ловкость

    Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч …. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. По сигналу «Найди свой домик!» занимают домики.

    «СКОРЕЕ В КРУГ»

    Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; упражнять в беге, развивать быстроту, ловкость

    Дети должны бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться; не подбегать к домику до сиг-нала «Скорее в круг!»

    На площадке чертят круг диаметром 4 метра в середине – круг поменьше диаметром 2 метра. Дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит педагог. На сигнал «Скорее в круг!» дети стараются вбежать в маленький круг, педагог ловит их, пойманные останавливаются на месте. Затем они снова становятся в круг.

    «У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ»

    Цель : Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; по сигналу находить свое место в шеренге.

    По первому сигналу играющие разбегаются из шеренги врассыпную и произносят речевку : «У ребят порядок строгий, знают все свои места, ну, трубите веселее : тра-та та, тра-та- та». По второму сигналу все быстро строятся в шеренгу.

    Сначала можно вставать на свободные места, но к концу года на свое место.

    «АКУЛА И РЫБКИ»

    Цель : Развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

    Дети – «рыбки» «плавают» . По сигналу воспитателя : «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната) .

    Особенность подвижных игр для детей раннего дошкольного возраста – они не должны носить соревновательный характер и быть достаточно простыми. Детям нравится повторять движения за взрослыми или другими детьми, также им начинают нравиться игры со словестными инструкциями.

    Мы предложим вам несколько простых игр для детей 3–4 лет как для улицы, так и те, в которые можно играть дома или в детской группе.

    Тише едешь - дальше будешь. Cтоп

    Дети данного возраста любят игры, в которых нужно замирать на месте, ведь они как раз находятся в процессе освоения этого навыка.

    Водящий становится спиной к участникам на некотором расстоянии. Затем говорит: «Тише едешь - дальше будешь. Стоп». Пока водящий говорит, дети идут к нему, как только водящий сказал «стоп», все замирают на месте. Водящий оборачивается и осматривает детей: те, кто не замер, выбывают из игры. Остальные продолжают игру, пока не дойдут до водящего.

    Прыгнете те, кто…

    В эту подвижную игру для детей можно играть как дома, так и на улице.

    Малышам обычно нравится слушать такие простые инструкции-задания, которые имеют к ним прямое отношение.

    Ведущий говорит: «Сядьте все те, кто ел сегодня кашу» или «Прыгнете те, кто любит мороженое». Обычно игра сопровождается весёлыми обсуждениями, кто что любит или что ел. Это нестрашно, так как игра таким образом стимулирует развитие речи. Таким же образом можно учить и повторять названия цветов: «Подпрыгните на левой ноге те, кто надел зелёное».

    Изобрази, как…

    Все мы знаем игру, когда ребёнок загадывает слово, а другим нужно отгадать, что он изобразил. Но такие маленькие дети могут загадывать только самые простые вещи, например, животных, потому что отгадать загаданное будет непросто.

    Однако, чтобы разнообразить игру, вы можете предложить ребёнку изображать ежедневные действия: например, как он чистит зубы или играет в песочнице, как вы водите машину. Отгадывать в таком случае не нужно. Если детей несколько, все они могут изображать заданное действие по-своему. Такая простая игра обычно нравится детям и развивает не только физические способности, но и воображение.

    Поезд

    Это очень весёлая подвижная игра для детей, в которой совершенно отсутствует соревновательный характер.

    Дети изображают поезд, построившись и держась друг за друга. Задача игры – повторять движения за рулевым. Рулевой может ходить ровно, сворачивать, останавливаться, давать задний ход, петь песни. Рулевого следует периодически менять.

    Обезьянки

    Ещё одна игра, направленная на повторение движений. Скажите детям, что обезьянкам очень нравится корчить рожи и повторять движения за другими. Предложите одному ребёнку повторять движения и мимику за вами или другим малышом. Вы можете как выбрать ведущего, так и предложить детям работать по парам.

    Цветные сигналы

    Игра поможет детям научиться концентрироваться и запоминать простые инструкции. Сделайте из цветного картона несколько простых сигналов, например, кружков разного цвета. Скажите детям, что по зелёному сигналу надо бежать, по красному – замирать на месте, а когда вы покажете жёлтый – прыгать. Начните с 2–3 сигналов, а когда ребёнок запомнит движения, вводить новые.

    Кто быстрее

    Все дети стоят в кругу (его можно нарисовать мелом на асфальте). Ведущий загадывает предмет, до которого всем (включая ведущего) нужно как можно быстрее добежать, коснуться его и вернуться на место в круг. Тот, кто вернётся последним, становится ведущим. С помощью этой игры вы можете повторить названия цветов, предложив добежать и дотронуться до одного (или до 2–3, если играет немного детей) предметов определённого цвета.

    Простые вышибалы

    Все мы знакомы с игрой в вышибалы. Один ребёнок встаёт в центр, а двое других пытаются попасть в него мячом. Однако такие маленькие дети получат удовольствие, просто убегая от мяча. Осаленному (тот, в кого попали мячом) не следует выбывать из игры. Просто предлагайте детям меняться местами время от времени и кидать мяч по очереди. И, конечно, обратите внимание на то, чтобы мяч был достаточно мягким.

    Горячо-холодно

    Эта игра любима детьми в 3–4 года.

    Спрячьте предмет или игрушку и предложите ребёнку найти её при помощи ваших инструкций: вы будете говорить «горячо», когда ребёнок близко, и «холодно», когда ребёнок отдаляется от предмета.

    Собираем игрушки

    Возьмите несколько определённых предметов. Пока дети считают до 10, разложите предметы по комнате. Детям нужно как можно скорее собрать все предметы в корзину. Когда дети усвоят правила игры, усложните задачу: предложите собирать предметы, прыгая, хлопая, ходя на носочках, ползком.

    Игры в мяч

    Дети в данном возрасте могут осваивать разные виды игр с мячом: предлагайте перебрасывать мяч руками или ногой, забивать мяч в «ворота» или закидывать в корзину, как при игре в баскетбол.

    Спортивный инвентарь

    Помните, что дети в 3–4 года уже могут осваивать самокат, ролики, беговелы и велосипеды с дополнительными колесами по бокам. Зимой – лыжи и коньки.

    У ребёнка обязательно должны быть различные мячи, скакалка, а также вы можете купить детские ракетки для бадминтона и тенниса.