• Арт-терапия для детей. Арт-терапия для детей и взрослых Арт терапия для детей салтовка

    Анастасия Железнякова

    Здравствуйте всем, кто будет читать мой отзыв. Хочется рассказать свои впечатления и результаты от пройденного лечения в центре у Елены Викторовны. Прежде всего расскажу о своей проблеме и как я попала к этому врачу. Мне 32 года. Мой диагноз сложно было поставить, в итоге, через время, было поставлено соматоформное вегетативное расстройство, но первоначальный диагноз- аксональная полинейропатия, только с гиперчувствительностью.

    Спасибо детскому клубу «Гармония»

    Хотелось сказать детскому клубу «Гармония» и педагогу Юлии Владимировне слова благодарности за развитие нашего ребенка, Тяла Артема. Я, как мама, искренне от всего сердца Вам благодарна за старания и труд, что Вы вложили в развитие Артема. Когда мы обратились в этот клуб, мой сын отставал в развитии и не разговаривал. В течение незначительного периода посещения игровых занятий с педагогом, курса Томатис терапии, наш Артем на глазах стал меняться в лучшую сторону – появился интерес к познавательной деятельности, ребенок заговорил, а через некоторое время стал задавать вопросы…

    В последние годы в дошкольной образовательной системе стараются внедрять прогрессивные инновационные методики оздоровления детей. Они позволяют эффективно выполнять задачи, которые сегодня стоят перед педагогическим составом. Одним из самых востребованных направлений является методика арт-терапии.

    Арт-терапия - это один из самых результативных методов психотерапии, где задействуют творчество и различные художественные приемы. Коррекция арт-терапией является наиболее мягкой и продуктивной. Она позволяет разрешать различные задачи, начиная от проблем социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала. Ведущая цель арт-терапии заключается в освоении процесса самопознания у ребенка и развитии у него способности самовыражения.

    Виды арт-терапии

    • Изотерапия. Продуктивный вид терапии с внедрением всевозможных средств искусства: лепка, аппликация, рисование. При проведении рисуночной терапии проводятся занятия, направленные на совершенствование восприятия и детского воображения. Творчество помогает ребенку раскрыться, улучшить чувственно двигательную координацию и конкретно образное мышление.
    • Библиотерапия. В качестве основного инструмента выступает литературное произведение. Оно позволяет разрешить внутренние проблемы ребенка. В качестве литературных источников могут использоваться романы, сказки, повести. Библиотерапия помогает преодолеть психологические проблемы, включая застенчивость, неуверенность.
    • Музыкотерапия. Результативная терапия, которая помогает укрепить здоровье ребенка. Педагог заранее подбирает подходящие мелодии и звуки, с помощью которых можно оказать позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. В практике выделяют как индивидуальную, так и групповую музыкотерапию. Первая необходима для восстановления доверительного отношения между педагогом и ребенком, вторая для развития коммуникативных навыков с другими детьми.
    • Кинезитерапия. Современная терапия, которая включает в себя хореотерапию, танцетерапию, коррекционную ритмику. При этом ребенок двигается так, как ему хочется, без подчинения всех действий тренеру. Танцы помогают детям выплеснуть всю негативную энергию и получить массу позитивных эмоций.

    К наиболее эффективным методам также относится фототерапия, цветотерапия, игротерапия и песчаная терапия. Все они помогают перебороть чувство отверженности и позволяют повысить самооценку в собственных глазах.

    Методы арт-терапии

    • Активный. В этом случае вся процедура направлена на проектирование новой творческой композиции. Ребенок учится воплощать в реальность собственное творение без оценки качества и красоты.
    • Пассивный. Основное предназначение данной методики - использование заранее подготовленных видов искусств, например, прослушивание музыкальной композиции, просмотр увлекательных видеороликов.
    • Смешанная. Ребенок использует имеющиеся произведения искусства для проектирования своих личных продуктов творчества.

    Применение арт-терапии является наиболее продуктивным способом социальной адаптации. Ее внедрение в сферу дошкольного образования позволяет детям принимать полноценное участие в жизни общества, развивать креативность мышления и целостность личности.

    Арт-терапия в работе с детьми

    Главной задачей современной техники арт-терапии является переход от отрицательных переживаний к положительным эмоциям. Прогрессивные методики, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, позволяют раскрыть внутренний потенциал ребенка и максимально активизировать его работоспособность.

    Основными средствами арт-терапии выступают различные материалы, которые используются в искусстве: карандаши, фломастеры, ручки, 3Д-ручки, бумага, кисти, 3Д-принтеры, видеоматериалы, мелодичная музыка и многое другое. Все большую популярность среди детей и подростков приобретают 3D-устройства, которые позволяют создавать объемные объекты. Они помогает детям развивать собственную фантазию и навыки объемного мышления, реализовывать собственные мечты и снимать психоэмоциональное напряжение.

    В качестве инновационного средства современной детской арт-терапии может выступать комплекс «Творческая мастерская» от АНРО технолоджи. Педагогам и психологам он будет в первую очередь интересен тем, что позволяет в себе совмещать сразу несколько видов арт-терапии: песочную, водную и театр теней. «Творческую мастерскую» также можно использовать как удобный детский столик для занятий изотерапией.

    Детская арт-терапия играет ведущую роль в формировании личности ребенка. По словам педагогов, прогрессивная методика терапии содействует раскрытию потенциала и способствует наилучшей адаптации наших детей в обществе.

    10

    Счастливый ребенок 21.04.2017

    Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность. Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

    Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

    Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

    Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе. Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка. Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

    Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

    Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

    Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

    Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

    • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
    • диагностировать психологические проблемы;
    • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
    • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
    • повысить самооценку;
    • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
    • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
    • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
    • получить удовольствие от самовыражения.

    Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

    Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

    Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

    Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

    Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

    Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

    Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

    Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

    Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

    Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

    Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

    Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

    Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

    МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

    Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

    Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

    Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

    Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

    В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

    Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

    А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

    Изотерапия

    Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

    Каракули

    Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

    А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

    Рисование рукой

    Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

    С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

    Рисование музыки

    Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

    Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

    Упражнение «Цветок»

    Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок» . Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

    Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

    Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

    А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

    Песочная арт – терапия для детей

    Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

    «Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

    Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

    Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

    Знакомство с песком

    В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

    «Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

    Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

    Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

    Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

    Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

    Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

    Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

    Создание волшебного мира

    Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

    «Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

    Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом. Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

    Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

    Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

    Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

    Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

    Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

    Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

    Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

    Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию Фотогеничная «колючка» расторопша

    Использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях носит название арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

    Как работают арт-терапевты

    Психотерапевты, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.

    Как помогает изотерапия

    Самый распространенный и наиболее изученный на сегодняшний день вид арт-терапии – это или изотерапия. Все малыши любят рисовать, а специалисты по этому виду детского творчества, исходя из рисунков ребенка, способны классифицировать его эмоциональное и психическое состояние, и оказать ему помощь в борьбе с обнаруженными страхами и комплексами.

    Если ребенок проявляет интерес к рисованию, то родителям можно начинать учить его самостоятельно, а потом отдать на занятия в художественную студию, где навыки ребенка будут развивать дальше.

    В вашем браузере отключен JavaScript

    Все переживания ребенка, которые он не может высказать словами, отражаются в его рисунке. Наличие или отсутствие определенных фигур, используемые в , характер штрихов и линий – все это может рассказать арт-терапевту очень многое. Малыши, рисуя, выражают в красках свое настроение, показывают свой внутренний мир, выплескивают все скопившиеся внутри эмоции, а грамотный специалист ненавязчиво обсуждает все это с ними, чтобы лучше понять психологическое состояние своих маленьких пациентов. Процесс избавления малыша от страхов будет наглядно отражаться в его последующих рисунках, в которые, после нескольких психотерапевтических сеансов, ребенок обязательно внесет определенные коррективы.

    Чем полезна психотерапевтическая лепка

    Лепка развивает у детей мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость. Дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста. Опытный психотерапевт, наблюдающий за этим процессом, может скорректировать многие детские заболевания и отклонения в поведении ребенка. Арт-терапевт может увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло.

    Специалистами по арт-терапии разработана одна из самых интересных для ребенка и полезных для лечения его психического здоровья методика – маскотерапия. Сам малыш или врач лепит своеобразный портрет-маску, который ассоциируется у ребенка со всеми его страхами, тревогами или пережитыми давным-давно негативными воспоминаниями. Арт-терапевт объясняет малышу, что теперь все плохое ушло из него и осталось в этой маске, и теперь про нее нужно просто забыть, оставив ее навсегда брошенной в кабинете врача.

    Как помогают звуки и танцы

    Музыкотерапевты – психотерапевты, работающие со звуками и музыкой, пока еще встречаются в нашей стране достаточно редко, однако постепенно эта профессия все-таки набирает популярность. снять стресс, отрегулировать нарушения речи, а также избавиться от отклонений в поведении. С помощью музыки арт-терапевты способны полностью устранить все симптомы неврологических проблем малыша.

    Во время музыкальных психотерапевтических занятий врач объясняет малышу базовые понятия из музыки в виде игровых образов. Арт-терапевт рассказывает детям о волшебной стране Гармонии, в которой правит королева Мелодия, король Ритм и так далее. Такие занятия не только дают детям необходимые базовые навыки, но и позволяют им отвлечься от проблем в реальном мире.

    Также существуют и специальные методики для детей, имеющих задержки психомоторного развития. Во время таких сеансов малыши учатся развивать двигательные функции под соответствующий музыкальный фон. Танцевальная терапия помогает детям снять эмоциональное напряжение и увеличивает их подвижность.

    Чем полезен песок для детей

    Все дети любят играть с песком, а специалисты арт-терапии, наблюдая за ними, могут анализировать состояние малышей и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее. Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться.

    Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями малыша, комментирует их и задает малышу вопросы, что помогает ребенку постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

    Как помогает театр

    Еще одним направлением арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

    Чем полезна сказкотерапия

    Сказкотерапия – это арт-терапия для самых маленьких. Во время таких занятий врач просит малыша поговорить с ним о каком-либо сказочном сюжете и проанализировать его, либо вместе с ним придумывает собственную историю-импровизацию. Основными целями являются эмоциональная поддержка ребенка, формирование у него правильных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе.

    Виктория Грицук

    Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

    Арт-терапия – упражнения для детей – это:

    • знакомство со своим внутренним «я»;
    • формирование представления о себе, как о личности;
    • создание позитивного самовосприятия;
    • обучение выражению своих чувств и эмоций;
    • снятие психоэмоционального напряжения;
    • , коммуникативных навыков, и способностей к различным видам творческой деятельности.

    Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

    Всё, что нужно для занятий

    Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

    Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).

    • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь - всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
    • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
    • Будете лепить - пластилин или глина вам в помощь.
    • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

    Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

    Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

    Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.

    Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

    Рисуем с дошколятами

    Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.

    Упражнение арт-терапии «Отпечатки»

    Отпечатки

    А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.

    Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать

    Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?

    Угадайте, какое настроение у маленького художника

    Автопортрет

    Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

    Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

    Упражнение «Автопортрет»

    С ребятами, страдающими синдромом Дауна

    Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.

    «Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

    Зёрнышки для курочки

    Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

    Идёт дождик

    Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.

    Солнечные лучики

    Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

    Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват

    Зайчик прыгает по травке

    Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.

    Винни-Пух идёт в гости

    Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.

    Варим кашку для зверят

    Круговыми движениями кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.

    Следы по снегу

    Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

    Салют

    Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

    Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.

    С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его

    С подростками

    Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.

    Цветок

    Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?

    Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.

    Упражнение «Маска»

    Маска

    Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.

    А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.

    Сказка о герое

    Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.

    Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.

    После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.

    Упражнение «Работа с творческим мусором»

    С родителями

    Работа в группах. Индивидуальное рисование

    В группах

    Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.

    Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.

    Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.

    Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.

    Рисование с партнером

    Хорошо раскрывает тонкости . Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.

    Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.

    Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.

    Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.

    По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.

    По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.

    Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.

    Терапия искусством - это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее

    Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.

    Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…

    Видео «Психология на холсте. Как это работает?»