• План работы на осень в средней таблица. Планирование на тематическую неделю Группа Младше-средняя Тема недели: «Осень

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

    ТЕМА НЕДЕЛИ (ПЕРИОДА) - «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 24.09-28.09

    ЦЕЛЬ: закрепление представлений об осени; воспитание бережного отношения к природе

    ЗАДАЧИ:

    - ОБУЧАЮЩИЕ: продолжать знакомить с приметами осени; Формировать основы экологического мировоззрения и культуры.

    РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.

    УЧАСТНИКИ: дети средней группы, воспитатели

    АКТУАЛЬНОСТЬ: Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: опрос о состоянии здоровья детей; обратить внимание на работы детей по ИЗО-деятельности; папка-передвижка «День дошкольного работника»; родительское собрание «Новый учебный год»

    ТЕМА НЕДЕЛИ (ПЕРИОДА): «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

    ПОНЕДЕЛЬНИК

    2. ФЦКМ: «Знакомство со свойствами дерева и металла»/ Н.В. Алешина, стр.18.

    Наблюдение за солнцем: познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем.

    Наблюдение за транспортом: учить различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Развивать внимание, память.

    1. Конструирование: «Домики, сарайчики»/ Персп. план. Стр.69

    2. Физкультура на воздухе: Пензулаева, стр. 30, №12

    Наблюдение за собакой: научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей.

    Наблюдение за березой: рассмотреть с детьми березу, отметить строение дерева, ствол, листья. Учить находить березу среди других деревьев по характерным особенностям.

    1. Физкультура: Пензулаева, стр. 28, №10

    2. Рисование: «На яблоне поспели яблоки»/ Персп. план., стр.68

    Наблюдение за осенними листьями: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».

    Наблюдение за тучей: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память.

    1. Музыка (по плану музыкального руководителя)

    2. Аппликация: «Цветной домик»/ Лыкова стр. 30, №8

    Наблюдение за насекомыми осенью: учить находить и называть насекомых: муравей, мухи.

    Экспериментальная деятельность «Поиграем с вертушками и султанчиками: умение определять с помощью вертушек силу ветра. Вспомнить летний ветер и сравнить его с осенним.

    1. Чтение х/л «Лисичка-сестричка и волк» Перспект. План. Стр. 61

    2. Физкультура: Пензулаева, стр. 29, №11

    Наблюдение за работой дворника: познакомить детей с профессией дворника, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда. Воспитывать уважение к труду дворника.

    Наблюдение за увядающими цветами: учить замечать изменения в неживой природе, происходящие на земле. Активизировать словарь детей.

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

    ФЦКМ «Знакомство со свойствами дерева и металла»: познакомить детей со свойствами дерева и металла; показать, как свойства этих материалов люди используют при изготовлении предметов.

    КОНСТРУИРОВАНИЕ «Домики, сарайчики»: упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий.

    Беседа « Осень. Что ты о ней знаешь?»: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени, познакомить с народным календарём.

    Беседа «Как изменилась окраска листьев»: учить сравнивать листья деревьев летом и осенью; развивать интерес к природным явлениям.

    Д/и. «От какого дерева лист»: знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью, учить находить нужное дерево, правильно называть его.

    Рассматривание иллюстраций с осеним пейзажем: продолжать расширять знания об осени.

    Д/и «Так бывает или нет»: развивать логическое мышление.

    Д/и «Птицы, рыбы, звери»: классифицировать животных по обобщающим понятиям.

    Д/и «Найди лишнее»: учить детей делать умозаключения, объяснять свой выбор; развивать мышление.

    Д/и «Кому что надо для работы?»: систематизировать знания детей о различных орудиях труда, которые нужны повару, врачу, парикмахеру.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

    Развивающая игра «Сложи узор»: учить Олега, Кристину создавать узоры, развивать логическое мышление, умение играть в парах; развивать усидчивость.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек»: учить Руслана, Еву узнавать предмет на ощупь, составлять описательный рассказ о предмете, руководствуясь тактильными ощущениями.

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (№4)

    ЧТЕНИЕ Х/ЛИТ «Лисичка-сестричка и волк»: учить понимать образное содержание и идею сказки; передавать структуру сказки с помощью моделирования; замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.

    Чтение стихотворения И. Соколов- Микитов «Листопадничек»: Учить детей воспринимать поэтические произведения.

    Чтение стихотворение М. Садовского «Что умеет осень»: развивать способность восхищаться красотой осенней природы.

    Д\и. «Звук потерялся»: учить выделять звук в слове, развитие фонематического слуха.

    Заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало»: совершенствование художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, воспитание любви к художественной литературе.

    Д/ и «Назови действие»: уметь подбирать действие по содержанию предложения; активизировать знания об осенних явлениях)

    Чтение рассказа К.Ушинского «Четыре желания»: Формирование навыков пересказу с творческими дополнениями.

    Разыгрывание этюда: « Кто, как маму позвал?»: называть детенышей животных в единственном и множественном числе.

    Пальчиковая игра «Листопад»: развивать мелкую моторику рук; развивать умение действовать в соответствии с текстом.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

    Д/и. «Наоборот»: учить Машу, Женю подбирать противоположные значения к приметам осени.

    Беседа с Артемом, Даниилом «Осень – это хорошо или плохо?»: умение составлять короткие предложения; обосновывать свою точку зрения.

    Упр-е «Что я видел по дороге в детский сад?»: учить Ксюшу Ш, Марка составлять рассказы из личного опыта с помощью вопросов.

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА (сентябрь, №2)
    ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (№2)
    ФИЗКУЛЬТУРА:
    продолжать учить детей останавливаться по сигналу воспитателя во время ходьбы; закрепить умение группироваться при лазанье под шнур; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
    ФИЗКУЛЬТУРА НА ВОЗДУХЕ:
    разучить перебрасывание мяча друг другу, развивая ловкость и глазомер; упражнять в прыжках.

    Создание проблемной ситуации у Степашки заболело горло: закрепить знания о правилах поведения, позволяющих избежать заболевания.

    П\и « Горелки»: знакомимся с правилами игры, умение действовать в соответствии с правилами. Развиваем ловкость.

    П\и «Лиса в курятнике»: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

    П\и «Птички и кошка»: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

    П\и «Лошадки»: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

    Упр-е «По камушкам»: развивать у Насти, Киры умение прыгать из обруча в обруч на двух ногах.

    П/И «Подбрось – поймай»: учить Вику, Ксюшу С, Лешу подбрасывать и ловить мяч (принимать правильное исходное положение, не прижимать мяч к груди).

    МУЗЫКА (По плану музыкального руководителя)

    АППЛИКАЦИЯ «Цветной домик»: продолжать учить детей пользоваться ножницами; разрезать широкие полоски бумаги на кубики; показать прием деления квадрата по диагонали на два треугольника; воспитывать самостоятельность, аккуратность.
    РИСОВАНИЕ:
    продолжать учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности; учить приему быстрого рисования листвы; закреплять приемы рисования карандашами.

    Рассматривание репродукции с картин И. С. Остроухова «Золотая осень»: познакомить с картиной, учить замечать особенности изображения осени в картине, отмечать выразительные средства, которые использовал художник.

    Слушание фрагмента произведений А. Глазунова, П. Чайковского «Времена года»: учить внимательно слушать музыкальный фрагмент, включить воображение, вспомнить образы, связанные осенью, описывать их, используя образные выражения.

    Муз-дид игра «На чем играю?»: продолжать учить узнавать и называть звучание музыкальных инструментов; развивать музыкальный слух.

    Повторение песен к осеннему празднику: поддерживать желание петь песню; развивать память.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

    Этюдная игра «Подарки» (по желанию): придумывать действия в соответствии с тестом.

    Д/и: «Цвета»: продолжать Тимура, Алену различать оттенки цветов, правильно называть их.

    «Грибы для белки»: продолжать учить Олега, Руслана лепить из пластилина пустую полость, крепко прищипывать края.

    Закрепить с Марком, Элиной, Полиной умение работать с ножницами. Разрезать квадраты на треугольники круг на полукруги.

    ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: сбор игрушек в конце прогулки; подметание дорожек; помочь младшей группе прибраться на веранде; подмести лавочки: развивать трудолюбие; учить подбирать оборудование для трудовой деятельности; формировать желание помогать окружающим.

    Беседа: «Каждой игрушке свое место»: Воспитывать стремление соблюдать порядок в группе..

    Д/и «Расскажем мишке, как правильно сидеть за столом»: закрепить культуру поведения за столом.

    Ситуативный разговор «Почему надо делиться?»: упражнять в общении

    Коллективный труд: наводим порядок на полках для игрушек: формировать желание трудиться; закрепить трудовые навыки; воспитывать отзывчивость.

    Беседа «Зачем нужны правила дорожного движения?»: закрепить ПДД; учить высказывать свою точку зрения.

    С\р игра «Семья» (Сюжет «Собираемся на осеннюю прогулку»): поощрять самостоятельность детей в создании игровой среды; учить делать атрибуты для игры, используя предметы – заместители и подручные средства; способствовать развитию взаимоотношений, формирование дружелюбия

    С\р игра «Магазин овощей и фруктов»: создание игровой среды, изготовление атрибутов, развитие взаимоотношений, формирование дружелюбия.

    С\р игра Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС»: закрепить знания ПДД; развивать умение играть сообща.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

    Д/и «Хорошо-плохо»: учить Сережу, Машу, Полину определять поступки детей, находить выход из ситуации.

    Дежурство по столовой: продолжать формировать трудовые навыки; развивать аккуратность во время дежурства.

    «Осенняя викторина»: закреплять полученные знания об осени; развивать умение понимать вопрос, отвечать полным ответом.

    Проверено, рекомендовано: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Приложение №1

    ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

    Альбом «Осень в лесу»

    Альбом «Деревья»

    Д/и «Чего не хватает?»

    Д/и «Времена года»

    Д/и «Разложи по порядку»

    Д/И «Чудесный мешочек»

    Раскраски на тему «Деревья»

    Календарное планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе по теме: «Осень. Осенние приметы» 18 сентября -22 сентября
    Цели: Расширять представление детей об осени, о времени сбора урожая. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой.
    День недели Обл.

    Организация развивающей среды
    для самостоятельной деятельности
    детей.
    Понедельник. Утро.
    Беседа по теме: закрепить знания детей о приметах осени, понятие «времена года». К+П+С
    Д/и. «Собери картинку» - учить составлять целое изображение из частей. К+П+С
    Игра «Золушка» - развитие мелкой моторики, внимания и усидчивости. З+К+П
    Дежурство – назначить дежурных на неделю, рассказать обязанности. Т+С
    ЗКР – «Дует, дует ветер» З+К+П Утренняя гимнастика - № 6 НОД.
    1. Физкультурная деятельность – упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении при подпрыгивании. Фк+ЗБ2.Ознакомление с окружающим, экология – учить рассматривать осенние пейзажи. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. К+П+С Прогулка.
    Наблюдение за сезонными изменениями – закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы. З+К+П
    П/игра – «Лиса и зайцы» продолжать учить детей бегать не наталкиваясь друг на друга. Фк+ЗБСлов./игра – « Осень, осень» заучивание слов, выполнение движений согласно словам. К+П+С
    Индив. на равновесие – перешагивание по столбикам.Фк+ЗТруд – с подгруппой детей собрать веточки на участке. Т+С+К Оздоровительная гимнастика после сна - №6
    Вечер.
    Сюж/рол.игра – «Парикмахерская» - продолжить учить детей выбирать роли и выполнять действия согласно роли, учить вести диалог, быть дружелюбными. ХТ+П+К+С
    Индив. работа по рисованию – закреплять правильное использование карандаша, силу нажатия при штриховке. К+ППоручение – девочкам расставить красиво посуду на полочках буфета. Т+К
    ЗКР – повторение «Дует, дует ветер» закрепление слов, четкого произношения. Хл+К+ППрогулка.
    Наблюдение – сравнить погоду с дневной (что изменилось). П+К+С
    П/игра – «Цветные автомобили – закреплять знание основных цветов. Фк+З+КД/игра – «Что сначала, что потом» закреплять знания детей о временах года. П+К+С
    Труд - уборка выносного инвентаря.ТБ+К+СРабота с родителями. Беседа о профилактике простудных заболеваний (употребление витамин, одежда по сезону)
    День недели
    Обл.
    образов Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей,
    образовательная деятельность в режимных моментах (групповая, подгрупповая, индивидуальная) Вторник. Утро.
    Выставка книг по теме проекта Чхл+К+ПХоровод – «Веселый огород» - учить слова, закреплять умение ходить по кругу, выполнять движения хоровода. Фк+З+КЗКР – заучивание потешки со звуком «З» (распечатка) Чхл+К+ПТруд – закреплять обязанности дежурных по столовой.Т+С+КУтренняя гимнастика. - №6 НОД
    1.Музыкальная деятельность – по плану муз. руководителя. М+Хт+С+К2.Математика – продолжать совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько; сравнивать предметы по величине, упражнять в определении пространственных направлений от себя. П+С Прогулка.
    Наблюдение – обратить внимание на поведение птиц, прилетающих на участок. На их внешний вид. К+П+С
    Труд – убрать сухие листья, собрать их в кучу. Напомнить о безопасном использовании грабель.Т+С+КИндив. работа – закреплять навыки в прыжках на двух ногах, с продвижением вперед.Фк+ЗП/игра – «Бездомный заяц» - познакомить с правилами игры, учить бегу по всей площадке. Фк+ЗБИ/малой подв. – «Подбрось – поймай» учить подбрасывать мяч обеими руками и ловить его. Фк+ЗБОздоровительная гимнастика после сна. - №6
    Вечер.
    Театральная деятельность – повторить с детьми инсценировку «Веселый огород».Хт+П+К+СИнд/работа – выкладывание из мозаики узора по образцу – развитие зрительного внимания, закрепление названия геометрических фигур, развитие усидчивости. К+П+З
    Поручение – разложить пазлы по коробкам, аккуратно расставить на полке с игрушками.Т+КД/игра – «Четвертый лишний» - учить выделять общее и различие, развивать наблюдательность. К+П+С
    Прогулка.
    Наблюдение – обратить внимание детей на то, что день становиться короче(особенности осеннего сезона)К+П+С
    П/игра – «Цветные автомобили» - учить действовать по сигналу, закреплять знание цветов светофора. Фк+ЗБИ/м. под. – «Найди и промолчи» - развивать зрительное внимание, терпение, вызвать интерес к игре. Фк+ЗТруд – смести песок с лавочек и столбиков. Т+К+С Работа с родителями. – рассказать о чем можно поговорить с детьми по дороге в детский сад, для закрепления материала по теме. День недели Обл.
    образов Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей,
    образовательная деятельность в режимных моментах (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
    Среда. Утро.
    ЗКР – заучивание пальчиковой гимнастики «Этот пальчик в лес пошел» - учить четкому произношению звуков. З+К+П
    Беседа – рассматривание осенних пейзажей. Составление при помощи педагога небольших описательных рассказов. К+П+С
    Инд/работа – по трафаретам – учить правильно держать карандаш, штриховать изображение в одном направлении. К+П+С
    Дежурство – закреплять знания обязанностей дежурных по столовой, о том как правильно раскладывать ложки (с правой стороны). не забывать расставлять салфетки. Т+С+К
    Д/игра – «Когда это бывает» - закрепление знаний о временах года.П+К+С+ЗУтренняя гимнастика. №6 НОД
    Физкультурная деятельность – упражнять в ходьбе и беге в колонне по одному, врассыпную. Действовать по сигналу, развивать ловкость и глазомер при прокатывании мяча.Фк+З2.Развитие речи. – ЗКР «Листопад» - учить четкому произношению звуков стиха. Ввести в словарь детей прилагательные (по теме).Чхл+П+К3.Апликация. – «Осеннее дерево»- учить выполнять работу по образцу, учить пользоваться ножницами и клеем.Хт+К+СПрогулка.
    Наблюдение – за работой дворника. Рассказать детям для чего необходимо собирать опавшую листву, воспитывать уважение к работе взрослых и бережному отношению к их труду. К+П+С
    П/игра – «Зайцы и волк» – учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. Фк+ЗБ+СИ/мал под. – «Кто ушел» - развивать зрительное внимание детей. ФЗ+КТруд – засыпать все ямки на участке песком. Т+С Оздоровительная гимнастика после сна. Вечер.
    Сюжет./рол. игра – «Дом» - помочь создать сюжет игры, распределить роли, выбрать вместе с детьми место для игры. Хт+П+К+СЧтение произвед. «Клен» - учить внимательно слушать рассказ, понимать содержание и уметь отвечать на вопросы по тексту. Чхл+П+К+СД/игра – «Золушка» развитие мелкой моторики, умение видеть различие (по цвету). К+П+С Прогулка.
    Наблюдение за небом – (серое, пасмурное, низкое), продолжить закреплять знания о приметах осени. К+П+С
    П/игра – «Цирковые лошадки» - учить бегать имитируя бег лошадок.Фк+Б+СД/игра – «Цветные флажки» - закреплять знания цветов, развивать быстроту реакции на команду. К+П+С
    Труд – собрать песок в песочницу(совками, ведрами)Т+С+К
    День недели Обл.
    образов Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей,
    образовательная деятельность в режимных моментах (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
    Четверг. Утро.
    Загадки об осени и об осенних изменениях в природе – учить внимательно слушать, сопоставлять, улавливать суть загадки. Чхл+К+ПНастольно печатные игры – по желанию детей. К+П+С
    Инд/работа – игра «Что сначала, сто потом» - рассматривание предметных картинок, развивать монологическую речь, учить определять причинно-следственную связь.К+ПДежурство – напомнить дежурным обязанности в уголке природы. Т Утренняя гимнастика. №6 ООД
    1.Музыкальная деятельность – по плану муз руководителя. М+К+С+П2.Конструирование – «Зонтик» учить пользоваться ножницами при вырезании частей поделки, аккуратно склеивать их между собой, использовать бросовый материал. ТХтК+ППрогулка
    Наблюдение за деревьями (с каких деревьев листва облетела, а какие еще стоят в листве, обратить внимание на то что ели вечно зеленые) К+П+С
    П/игра – «Бездомный заяц» - повторить правила игры, закреплять умение перевоплощаться, имитировать движения зверей. Фк+ЗБМ/подвиж. игра – «Найди и промолчи» - продолжать развивать зрительное внимание. Фк+ЗИндивид/работа – «Гармошка» - учить одновременно приседать и раздвигать руки в стороны, и выпрямляться смыкая руки. Фк+ЗБТруд – собрать мусор на участке в ведро. Оздоровительная гимнастика после сна. Вечер.
    С/рол игра – «Семья собирается на прогулку» - помочь организовать игру, использовать атрибуты. К+С+Б
    Индив/работа – выкладывание из фасоли листика по трафарету – развитие мелкой моторики. К+ПЗКР- «этот пальчик в лес пошел» - учить загибать пальчики согласно тексту. З+К+П +ЧхлСамостоятельные игры детей. Прогулка.
    Наблюдение - за игрой старших детей, учить дружелюбию, взаимовыручке. К+П+С
    Хоровод – «Веселый огород» повторить хоровод, закреплять движения согласно тексту, поднять настроение детей. Фк+С+Чхл+ПП/игра – «У медведя во бору» - закреплять умение выполнять движения по тексту. Бегать не наталкиваясь друг на друга. Фк+ЗБ+СМ/под игра – «Чего не стало» - на развитие наблюдательности и внимания. Фк+ЗТруд – собрать листья с подгруппой детей на участке. Т+С+К Работа с родителями. Беседа о необходимости учить детей правильно пользоваться столовыми приборами. День недели Обл.
    образов Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей,
    образовательная деятельность в режимных моментах (групповая, подгрупповая, индивидуальная) Пятница. Утро.
    Стихи и пословицы про осень – создать хорошее настроение, учить понимать красоту художественного слова. Чхл+К+П+СИндив работа – продолжить правильно вести карандаш по контуру трафарета. К+П+З
    Д/игра – «Разрезные картинки» - учить собирать целое изображение из частей, развивать зрительное внимание. К+П+С
    Дежурство – напомнить детям как правильно разложить материал к занятиям, помочь расставить стульчики у столов. Т+С+К Утренняя гимнастика. - №6 НОД
    1.Рисование - «Дождик» - учить детей доступными средствами отображать полученные впечатления, закреплять приемы рисования кистью, поощрять проявление фантазии в работе. Т+Хт+К+П2.Физкультурная деятельность – тренировать в ходьбе между двумя линиями, в прыжках на двух ногах. Фк+ЗБ+СПрогулка.
    Наблюдение за солнцем – (светит, но не греет, далеко от земли, более светлое в сравнении с летним). К+П+С
    П/игра. «Совушка» - закреплять умение бегать по всему участку, не наталкиваясь друг на друга. Выполнять движения согласно тексту. Фк+ЗБ+СИндив/работа – лазание на «гусенице» - учить крепко держаться, сохранять равновесие. Фк+З+КТруд – собрать сухие листья с участка с подгруппой детей. Т+К+С Оздоровительная гимнастика после сна №6 Вечер.
    С/рол игра – «Парикмахерская» - познакомить с профессией, основными действиями и обязанностями парикмахера, учить вежливому обращению. Хт+П+К+СИнд/работа по математике – учить выкладывать полоски по ширине. Закреплять понятия – узкая, широкая. К+ПЗКР – чистоговорка «Дождик» - добиваться четкого произношения «Ж» Чхл+К+П+ЗПрогулка.
    Наблюдение за проходящими мимо участка людьми – обратить внимание на одежду людей осенью. К+П+С
    Д/игра – «Цветные автомобильчики» - закреплять знания цветов светофора, правила дорожного движения, развивать зрительное внимание. К+П+С
    П/игра – «У медведя во бору» - закреплять слова, имитировать сбор грибов и ягод, убегать в определенном направлении. Фк+ЗБ+СИндив./работа – метание мяча в корзину, учить детей делать замах над головой обеими руками, развивать глазомер. Фк+З+КТруд – смести песок с лавочек и стола. Т+К+С Работа с родителями. Консультации по возникающим у родителей вопросам.

    прошла тематическая неделя:

    «Золотая осень»

    Цель : закрепить знания воспитанников о сезонных изменениях в природе, обобщить и систематизировать представления о характерных признаках золотой осени.

    Задачи: Сформировать представления об осени, как времени года, о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Развивать эстетический вкус воспитанников, бережное и сознательное отношение к окружающей среде.

    Итоговый продукт : экологическая игра «Что, где, когда?»

    Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, продуктивная.

    Стало вдруг светлее вдвое,

    Двор как в солнечных лучах-

    Это платье золотое

    У березы на плечах.

    Е. Трутнева

    В течение тематической недели « Золотая осень» воспитанники знакомились с осенними изменениями в природе.

    Тема недели была хорошо раскрыта во всех видах детской деятельности.

    На изодеятельности рисовали деревья в саду «Стал ветер веточку качать, хочет яблочко сорвать», выполнили коллективную аппликацию «Ёжик».

    На развитие речи учились составлять описательные рассказы о Золотой осени,слушали стихи известных поэтов. На занятии по познавательному развитию рассматривали иллюстрации, узнали как звери готовятся к зиме.

    В игровой деятельности разучили новые подвижные, хороводные и пальчиковые игры. Для самостоятельной деятельности детей были предложены настольно-печатные игры «Как зовут тебя деревце», лото «Родная природа»», «С какого деревца листок».

    В понедельник была проведена беседа «Волшебница - осень». Во время беседы обобщили и систематизировали представления о характерных признаках осени. Ребята рассматривали осенние пейзажи, вспоминали народные приметы, знакомились с пословицами.

    Во вторник стояла прекрасная погода и мы с детьми старшей подгруппы пошли на экскурсию в осенний лес.

    В лесу дети рассматривали красивые наряды деревьев. Собирали разноцветные листочки, для поделок из природного материала, поиграли в игры: « С какого дерева листочек»,»1,2,3 к дереву беги». Дети рассказывали стихи, вспомнили песни об осени.

    В среду была проведена музыкально - дидактическая игра «Овощная ярмарка» с воспитанниками закрепили и обобщили представления об овощах и фруктах, о их пользе для здоровья, о сборе урожая, и заготовке его на зиму.

    Дети учились различать овощи и фрукты на ощупь и на вкус. В художественной мастерской выполняли лепку «Блюдо с овощами»

    В четверг знакомились с жизнью животных и птиц осенью. Читали рассказы Г. Снегирева

    « Как птицы и звери к зиме готовятся», просмотрели презентации: «Лесные жители»,

    « Перелетные птицы»

    В течение всей тематической недели хорошими помощниками были родители, которые разучивали с детьми стихи, песни об осени, изготовили вместе с детьми поделки из природного материала.

    Итог тематической недели мы подвели в игре « Что, где, когда?»в пятницу. Во время игры ребята обобщили представления об осени, осенних явлениях в живой и не живой природе, учились давать правильные и точные ответы.

    Воспитатели ДОУ Амельчинкова Е. А.

    Нечаева Вера
    Тематический план «Золотая осень» (средняя группа)

    Тема 1 недели : «Краски осени » .

    Цель : Расширить представление детей об осенних изменениях в природе, устанавливая простейшую связь между живой и неживой природы. Расширить представление об изменении в одежде людей осенью . Формирование умений радоваться красоте осенней природе .

    Итоговое мероприятие : Семейная выставка «Осенняя фантазия »

    Понедельник

    НОД «Путешествие в осень » - познание.

    Задачи :

    1. Формировать умение видеть многоцветие осени , уметь чувствовать и понимать красоту окружающего мира («Познавательное развитие» );

    2. Обогатить словарный запас детей (осень , страна, приметы, умение отвечать на вопросы по теме, развитие правильной диалоговой речи) («Речевое развитие» );

    3. Воспитывать любовь к поэтическим произведениям

    («Речевое развитие» ).

    (Экологическое воспитание в средней группе Н . Горькова, стр. 6-9)

    НОД «Золотая осень » - рисование.

    Задачи :

    1. Развивать способность детей словами описывать изменения в природе («Речевое развитие» );

    2. Формировать умение изображать осень ; упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки ();

    3. Закреплять технические умения. Воспитывать самостоятельность, творчество («Художественно- эстетическое развитие» ).

    Беседа «Что мы знаем об осени » .

    Цель. Расширить знания об осени .

    Дидактическая игра «Расскажем зайке, как надо кушать» (привитие КГН) .

    Чтение стихотворения И. Соколов- Микитов «Листопадничек» .

    Цель : Учить детей воспринимать поэтические произведения.

    - Беседа : «Каждой игрушке свое место»

    Цель : Воспитывать стремление соблюдать порядок в группе .

    С/ р игра «Детский сад»

    НОД «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком «ш» - Задачи :

    1. Познакомить детей со звуком «ш» («Познавательное развитие» );

    2. Формировать умение произносить звук «ш» в слоге, слове, добиваться четкого произношения («Речевое развитие» );

    3. Воспитывать звуковую выразительность речи («Речевое развитие» );

    4. Познакомить детей с художественным произведением К. Чайковского «Путаница» . («Речевое развитие» ).

    Беседа «Как изменилась окраска листьев» .

    Цель : развивать умение выявлять осенние признаки .

    Чтение С. Капутян «Маша обедает» .

    Цель : закреплять КГН, умение пережевывать пищу с закрытым ртом.

    С/ р игра «В гостях у куклы Маши» .

    Беседа «Как выразить сочувствие товарищу»

    Цель : воспитание положительных моральных качеств, закрепить умение выражать сочувствие друг другу.

    Чтение стихотворение М. Садовского «Что умеет осень »

    Цель : развивать способность восхищаться красотой осенней природы .

    Среда

    (занятие №5)

    НОД «Число три» .

    Задачи :

    1. Познакомить с образованием числа три и соответствующей цифрой («Познавательное развитие» );

    2. Формировать умение называть числительные от 1 до 3(«Познавательное развитие» );

    4. Упражнять в ориентировке в пространстве («Познавательное развитие» );

    5. Активизировать употребление в речи детей название предметов, сравнивая их с числовой карточкой («Речевое развитие» ).

    НОД «Букет в вазе» - аппликация.

    Задачи :

    1. Формировать умение составлять узоры из геометрических фигур. («Познавательное развитие» )

    2. Закрепить навык вырезания. ()

    3. Развивать быстроту, ловкость, укреплять кисти рук. («Художественно- эстетическое» )

    4. Учить детей взаимодействовать друг с другом. («Социально- коммуникативное» )

    Рассматривание иллюстраций с осеним пейзажем .

    Цель : продолжать расширять знания об осени .

    Дидактическая игра : «Расскажем мишке, как правильно сидеть за столом.»

    Цель : закрепить культуру поведения за столом.

    С/ р игра «Мишка в гостях у ребят» .

    Чтение стихотворения И. Черницкой «Сарафан надела осень » .

    Цель : продолжать знакомить детей с произведением об осени .

    Беседа : «Когда разговаривают взрослые» .

    Цель : Формировать культуру поведение у детей, учить не перебивать взрослых во время разговора.

    С/ р игра «Кукла Маша больна»

    НОД Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина» - развитие речи.

    Задачи :

    1. Продолжать формировать представление детей об изменениях в природе («Познавательное развитие» );

    2. Формировать умение у детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений («Речевое развитие» );

    4. Развивать образную речь детей («Речевое развитие» ).

    Повторить с детьми приметы осени .

    Цель : систематизировать знания детей об осени .

    Беседа : «Как вести себя в умывальной комнате» .

    Цель : формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате : не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду.

    С/ р игра «Парикмахерская» .

    Беседа «Почему нужно опрыскивать комнатные растения»

    Цель : воспитывать умение ухаживать за растениями.

    Чтение сказки по желанию детей.

    Цель : прививать любовь к народному искусству.

    С/ р игра «Магазин цветов» .

    НОД «Грибочки» - лепка.

    Задачи :

    1. Продолжать формировать умение описывать раннюю осень (Речевое развитие»);

    2. Учить отделять от целого куска пластилина части нужного размера и соблюдать пропорции при лепке предмета («Художественно- эстетическое развитие» ).

    3. Формировать умение раскатывать небольшой кусок пластилина прямыми и кругообразными движениями, сплющивая ладонями («Художественно- эстетическое развитие» ).

    Дидактическая игра «Когда это бывает»

    Цель : закрепить знание детей о частях суток.

    Беседа : «Мы уже большие и можем замечать непорядок в одежде»

    Цель : Формирование умение следить за своим внешним видом.

    С\ р игра» Помогаем маме стирать белье».

    Чтение В. Осеевой «Сторож» .

    Цель : Продолжать формировать доброжелательное отношение между детьми, развивать слух.

    Дидактическая игра «Сравни» .

    Цель побуждать детей завершать начатые предложения, использовав для этого сравни тельные обороты.

    Решитько Юлия Владимировна
    Календарно-тематическое планирование на каждый день по теме «Осень» в средней группе

    Понедельник

    Тема недели Формы и средства работы

    Место в режиме дня

    Осень

    Беседа. «Осень . Что ты о ней знаешь» . Цель. Учить детей замечать и называть изменения в природе : похолодало, осадки, ветер.

    Игровая ситуация «Кукла Даша встречает детей» .

    Дидактическая игра «Приметы осени » . Цель : уточнять представления детей об основных приметах осени . Примерная общеобразовательная

    Практические упражнения - «Собери листья осенью » . Задачи : предложить детям собрать в ведерочки листья березы и листья клена. Побуждать детей выражать в речи свои впечатления, вести диалог.

    «Движение воздуха» - показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Вывод : воздух не «невидимка» , его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

    Чтение стихотворения «Осень » , загадывание загадок о ветре – развивать мышление детей.

    Загадывание загадок про осень . Цель : развивать сообразительность, эрудицию.

    Речевая игра. «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку» . Цель : учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

    Двигательная деятельность игра «Разноцветная поляна» , «Кот и воробушки» . Задача : Развитие основных видов движений.

    Речевая игра с движением. «Дождик» . Цель : учить согласовывать слова с движением.

    П /игра «Жмурки с колокольчиком» - развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

    Сюжетно-ролевая игра. «Семья» . Собираемся на осеннюю прогулку ». Цель : Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.) Рекомендовать родителям

    погулять в осеннем парке , понаблюдать за листопадом, погодой.

    Час интересных дел 1. Музыкальное развитие. НОД Тема : «Осень , как рыжая кошка» . Задачи : 1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение друг к другу. 2. Развивать правильную артикуляцию, чувство ритма, звуковысотный слух, речь, воображение, наблюдательность, внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение передавать игровой образ. 3. Расширять кругозор детей, их словарный запас.

    2. «Аппликация» . НОД Тема : «Укроем землю листочками» . Задачи : 1. Продолжать способствовать умению держать ножницы и работать с ними; формировать умения находить целое по его части.

    Прогулка

    Познавательно – исследовательская деятельность

    Наблюдение за ветром - развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

    Познавательно – исследовательская деятельность «Наступила осень - стало прохладнее » - продолжать способствовать умению детей сравнивать погоду летом и осенью .

    «Ситуативный разговор «Почему нельзя жечь сухие листья» . Цель : Формировать представления о правилах поведения в осеннем лесу . Познакомить с особенностями листопада. Закреплять знание моделей «Безопасное поведение в осеннем лесу » .

    Выучить считалочку. Цель : учить отчётливо проговаривать слова, делать паузу между словами.

    Игры с песком. Выполнение построек по выбору детей. Задачи. Учить детей подбирать инвентарь (лопатки, ведра, формочки, сито) в соответствии с замыслом, дополнять постройки различными деталями, обыгрывать их.

    Д/и «Какая, какой, какое?» . Цель : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению

    Трудовая деятельность : Уборка мусора на огороде. Цель : закреплять навыки работы на огороде.

    игры : «Ловишка с бегом» . Цель : Развивать двигательную активность.

    .

    Задачи

    Рассказывание из коллективного опыта «Как мы гуляли в парке» . Цель : Уточнять представления детей о двух временах года - лете и осени . Формировать навыки рассказывания из опыта.

    игры : «Едем кататься в осенний лес » - формировать знания об окружающем мире.

    Развитие КГН. Проблемная ситуация «Если сандалик не застёгивается» Цель : воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимоотношения при одевании Игровая ситуация «Можно ли кушать сидя под столом» Воспитание культуры поведения во время приема пищи.

    Игры с выносным материалом,

    Русская народная игра «Утка и селезень» . Цель : развитие быстроты движения.

    Словесная игра «Добрые слова» . Цель : развитие речевой активности.

    Подвижные игры «Ловишки» , «Найди свой домик» . Цель : развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.

    Изобразительная деятельность

    - Творческая мастерская : рисование кистью. Задачи : Умение рисовать кистью. Набирать краску на кисть.

    Оздоровительные минутки. «Советы Витаминки» (беседы, игры ЗОЖ)

    Д/и «Что за предмет» . Задачи : Умение четко называть предмет и его описывать.

    Двигательная деятельность - Подвижная игра «Охота на зайцев» - развитие ловкости, быстроты реакции.

    Продолжать знакомить детей с приметами : осенью листопад пройдет скоро – ожидай крутой зимы; ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю.

    Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок» - расширять кругозор детей.

    Самостоятельная деятельность детей (игры, общение и деятельность по интересам) .

    Задачи

    Коммуникативная деятельность

    Игровая ситуация «Какая погода лучше?» - учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесные и музыкальные образы; чувствовать оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета.

    2 половина дня Чтение В. Бианки «Подкидыш» .

    Театральная деятельность. Театр - фланелеграф по сказке «Теремок» - продолжать знакомить детей со сказкой.

    Подвижные игры : «Бездомный заяц» . Цели : упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро менять направление движения, воспитывать ловкость и выносливость.

    С/р игра «Магазин» - учить использовать предметы – заместители.

    . Цель

    Пальчиковая игра «Строим дом» . Задачи : Развивать мелкую моторику рук и речь детей.

    осени .

    Задачи

    Игры с песком.

    Хозяйственно-бытовой труд. Привлечь детей к наведению порядка в игровых зонах - умение видеть результат своего труда.

    Рассматривание иллюстраций. «Осенняя природа » . Цель : учить определять какой осенний месяц изображен , определять приметы осени .

    Д/и «Каждой вещи свое место » Цель : воспитывать желание поддерживать порядок в группе , убирать игрушки на место.

    Тема недели Формы и средства работы

    в зависимости от сложившейся образовательной ситуации

    (игры, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность) Программно –методический комплекс Вовлечение семей в образовательную деятельность Инициатива детей

    Место в режиме дня

    Осень

    Утро Коммуникативная деятельность

    Беседа «Что нам осень принесла » . Цель : Расширять представления детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы) .

    Сенсорные игры - «Покажи цвета радуги» , «Назови похожий предмет» . Развивать активное внимание и быстроту реакции.

    Практические упражнения - «Покачаем куклу Таню» . Задачи : Упражнять детей в правильном, плавном протяжном произнесении звука «а» .

    Познавательно – исследовательская деятельность. «Солнечный зайчик» . Цель : Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и только при свете.

    Двигательная деятельность – П/и «Зайцы и волк» . Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

    «У медведя во бору» . Задачи : Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге в определенном направлении.

    Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» .

    Беседа с детьми «Машенька заблудилась» - воспитание основ безопасного поведения в лесу

    Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Культурно-гигиенические навыки. «Умывание» . Цель : продолжать учить детей замечать непорядок в своем внешнем виде, мыть руки и лицо, пользоваться мылом, вытираться полотенцем. Рекомендовать родителям принять участие в выставке

    «Осенняя фантазия » Совместная игровая деятельность

    Час интересных дел 1. Лепка. НОД Тема : «Ёж колючий, но не злющий» . Задачи : воспитывать уверенность и инициативность; формировать умения лепить ежа, передовая особенности внешнего вида; развивать чувство формы способности к композиции.

    2. Физическое развитие. НОД Тема : «Осень » . Задачи : Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Побуждать к самостоятельному выполнению упражнений. 2. Способствовать освоению детьми умений : прыгать с высоты 20-30 см, проползать на животе под стулом, перешагивать через мягкие модули, гимнастические палки. 3. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

    3. Кружок «Домисолька» .

    Прогулка

    Познавательно – исследовательская деятельность

    Наблюдение за воробьем. Цели : углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.

    Познавательно – исследовательская деятельность - Беседа «Не все грибы съедобны» . Цель. Формировать понятие съедобно, не съедобно.

    Трудовая деятельность : Сбор камней на участке. Цель : продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

    Двигательная деятельность - Подвижные игры : «Мыши в кладовой» .

    Коммуникативная деятельность - «Правила пожарной безопасности детей» Цель : формировать представления о безопасности ребенка.

    Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» , «Моя семья» . Цель : развиваем речь, мелкую моторику.

    Самостоятельная деятельность детей (игры, общение и деятельность по интересам) .

    Задачи : способствовать развитию детской инициативы, позиции субъекта в выборе детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов.

    Игровая деятельность - Сюжетно-ролевые игры : «Детский сад» ,

    Игры с выносным материалом, - Игровые упражнения – «Ко мне беги» . Цели : развитие легкого бега в одном направлении.

    Изобразительная деятельность

    - Творческая мастерская : лепка – «Что нам осень подарила » . Задачи : развивать изобразительную деятельность детей; самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать образ.

    Развитие КГН. Продолжать учить детей приводить свою внешность в порядок после сна, умываться и расчёсываться, просить о помощи.

    Строительные игры «У кого самый высокий замок» - формировать бережное отношение к результатам своего труда. Учить детей самостоятельно организовывать игры, играть дружно.

    Трудовая деятельность - Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Цель : формировать умение трудиться подгруппой .

    Игры с выносным материалом,

    Оздоровительные минутки. «Советы Витаминки» (беседы, игры ЗОЖ)

    Игровая деятельность - «Парные картинки» на развитие зрительной памяти, наблюдательности, умение распределять внимание и находить одинаковые изображения.

    Самостоятельная деятельность детей (игры, общение и деятельность по интересам) .

    Задачи : способствовать свободному выбору деятельности по интересам, развивать стремление к проявлению инициативы и самостоятельности.

    Чтение по выбору детей. Составление рассказа на тему «Что мы делаем вместе?» (в семье) - развивать память, выразительность речи.

    Коммуникативная деятельность

    Совместные игры воспитателя и детей : Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» . Цель : Способствовать расширению круга ролевых действий в знакомой игре.

    2 половина дня Игровое упражнение «По тропинке» . Цель : Упражнять детей в ходьбе по лабиринту, развивать координацию движений.

    Конструктивно – модельная деятельность «Постройка гаража для машины» . Цель : умение сооружать и обыгрывать постройки.

    Рассматривание иллюстраций на тему профессии. Задачи : Закреплять название профессии.

    Беседа с детьми о работе медсестры.

    Игровое упражнение «Цветной домик» Цель : продолжать учить детей пользоваться ножницами- «на глаз» разрезать широкие полоски бумаги на кубики («квадраты» ) или кирпичики(«прямоугольники» ) Показать прием деления квадрата по диагонали на два треугольника для получения крыши дома. Вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно вырезанных элементов. Развивать глазомер, чувство формы и композиции.

    Воспитание культурно-гигиенических навыков. Задачи : Закреплять умение аккуратно пользоваться мылом при мытье рук, вешать полотенце на крючок.

    Музыкальная деятельность. Прослушивание музыкального произведения об осени .

    Игры со строительным материалом. Задачи : Организовать игры детей с крупным строительным материалом, помочь построить гараж, теремок, мост.

    Дидактическая игра «Разложи картинки по порядку» Цель : Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

    П/и «Птицы и дождь» Цель : развивать ловкость и быстроту.